Купить этот сайт

Петь или не петь

Как научится красиво петь?

Учимся красиво петь

В каждом человеке есть что-то творческое: кто-то увлекается рисованием, танцами, кто-то нашел себя в актерской деятельности, кто-то поет, именно о пении сегодня мы и поговорим. А точнее, о том, как научиться красиво петь и не бояться своего голоса.

Конечно, каждый певец скажет вам, что научиться петь самостоятельно, это очень трудная задача, нужен преподаватель, или лучше сказать магистр, который поставит вам голос. Трудная – но реализуемая, поэтому, человек, который действительно хочет научиться петь, сделает это, не взирая, на все трудности.

Пение – один из самых лучших способов самовыражения человека, его чувств и мыслей.


Правда, позволительно спросить: рисовать, писать, петь – всё это хорошо, но кто же будет просто работать? В дедовой деревне была одна мечта – пахать. Чтобы прокормиться.

"Ваше мнение или мнение Ваших родных о Вашем пении очень субъективно. И не факт, что Вы поете так уж плохо, как Вам или им кажется. Возможно, Ваше пение так сильно не нравится только Вам и только Вашим родным. А остальные слушатели нашли бы в нем много привлекательного.
Надо постараться побороть смущение и начать петь для людей. Возможно, что после этого Ваше мнение о собственном пении улучшится.

Это страшное-страшное слово "Опора"! Пожалуй, самое мифологизированное в вокале. Много кто о ней слышал, но мало кто понимает, что это такое. Не пугайтесь! Опора - она как кашель, все знают, какой он, но у каждого он свой. Это потому, что ощущения, индивидуальные для каждого человека, хотят объяснить одним словом.

Итак, опора - это некое ощущение в организме при пении, когда слаженно работают вокальные мышцы и мышцы дыхательные. Опора дает возможность петь долго, не напрягаясь, громким объемным звуком. Почему - спросите вы? Я вам отвечу. За длинный выдох отвечает диафрагма - большая мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. Она большая! Вот пусть и трудится, и разгрузит маленькие и всегда напряженные мышцы горла. 

Вы уже научились правильно дышать? Тогда опять становитесь к зеркалу, и мы продолжим. Пение - это в полной мере искусство выдоха. Очень важно правильно вдохнуть, но правильно выдохнуть при пении еще важней. Удерживая диафрагму на выдохе плоской как можно дольше, вы обеспечите себе больший объем легких, больший объем грудного резонатора, яркий и мощный звук голоса.

Итак, станьте перед зеркалом, положите руку на живот, не напрягайтесь, легко и быстро вдохните животом, оттолкнув руку от себя, а теперь, сложив губы трубочкой, долго-долго равномерно выдыхайте. Следите за тем, чтобы рука на животе ни в коем случае не опускалась обратно!!! Не задирайте плечи.

То есть, грубо говоря, живот как надулся, так и остался при выдохе. Когда воздух будет подходить к концу, освободите пресс. Еще раз повторю: никакого напряжения при вдохе и задержке в этом положении пресса быть не должно! Все происходит очень легко и по инерции. Оттолкнули руку и мягко удержали пресс в этом положении.

Если вам трудно расслабленно держать на животе руку и вы чувствуете малейшее напряжение, то можно опоясаться ремнем, тогда руки будут свободны и плечи не будут задираться. Надеваете ремень на талию, застегивая его в тот момент, когда вы вдохнули, и живот выпятился наружу. Выдыхайте. Ремень не должен сваливаться вниз. В вашу задачу входит удержать его на животе в момент выдоха.

В те далекие времена, когда люди пели вокализы по 5 лет, они придумали еще одно упражнение на плавность выдоха. Попробуйте, это занимательно и полезно. Зажгите свечу, и почти над ее пламенем начните выдувать воздух тонкой струйкой (только следите за позой, не стойте буквой Зю). Пламя не должно колыхаться, и тем более, гаснуть!

Не переусердствуйте! В какой-то момент от непривычно большого количества кислорода в организме может произойти гипервентиляция легких (все, кто практикует дыхательные гимнастики и пение сложных оперных арий хорошо знакомы с этими ощущениями). Может потемнеть в глазах, закружиться голова, появиться полуобморочное состояние (некоторых индивидов на ха-ха пробирает). Так что моя постоянная рекомендация - прислушивайтесь к себе! Очень чутко, постоянно контролируйте организм. Певец, он как йог, всегда знает, что, где и когда у него происходит. И если вы не в состоянии уследить даже за простым напряжением мышц своего пресса, то вам будет очень трудно уследить за напряжением, к примеру, гортани. А это - необходимо в пении.

Ну что, получается выдыхать ровно? Тогда к выдоху присоедините голос. Тихую-тихую ноту в самой середине своего диапазона, гласную "а" или "у", как удобно. Тяните ее и следите, чтобы звук был идеально равномерный, никуда не съезжал по высоте и не делал специфических "воздушных ям" (тише-громче), и тем более, не прерывался. Рука (или ремень) все так же находится на прессе и следит, чтобы он не опускался и не втягивался внутрь. Если в голосе появится вибрато (равномерное покачивание звука) - это очень хорошо. Не появится - не расстраивайтесь, все впереди. Чем дольше вы можете протянуть именно тихий звук идеально ровно, не втягивая живота, тем лучше. Контролируйте его качество слухом. Слух, а не педагог, ваш единственный помощник!!! Чем раньше вы научитесь слышать себя со стороны, тем лучше.
Не забывайте: звук закончился - живот расслабили.

Уделите этому занятию какое-то время. Очень важно понять, как именно работает механизм "пение-выдох", и не важно, что пока вы исполняете одну-единственную ноту, и она очень тихая.

Когда вы поймаете ощущение работы пресса в пении, проделайте тоже самое, только на более громком звуке (нота все равно пока одна), поместив обе руки себе на нижние ребра с боков. Плечи не задирать! Нащупайте пальцами рук эти самые нижние ребра по бокам тела, прямо воткните туда пальцы, не жалейте себя, правильно (животом) вдохните, и почувствуйте, как ребра раздвигаются в разные стороны, как-будто некая юбочка или купол. Зафиксируйте их в этом положении, и тяните свою ноту. Ребра не должны опускаться!

Если вы делаете все правильно, вы почувствуете, что звук, прежде слабый и тусклый, прерывающийся, шедший как-будто из горла, теперь получил объем, он теперь идет как бы снизу, от диафрагмы, он резонирует, наполняя собой помещение, в котором вы находитесь. Ловите это ощущение и запоминайте. Это и есть пение на опоре. Попрактикуйтесь исполнять эту ноту тише-громче, при этом стараясь не потерять объем и качество звука. Он не должен ездить туда-сюда по высоте и не должен становиться тише-громче без вашего желания. Звук должен быть довольно напористым.

Не волнуйтесь! Ваши соседи не придут и не вызовут Скорую, т.к. чем лучше вы поете, тем больше внушаете уважения и восхищения окружающим. Людям нравится хорошее пение, и они готовы мириться даже с очень громкими нотами, если они хорошо спеты.

Когда освоите одну ноту, начните потихоньку исполнять несложные мелодии, там, где вам удобно, в речевом диапазоне. Главное, не потерять это ощущение объема звука.

Методические материалы

На самом деле то, что я пишу - лишь малая часть того, что знать необходимо. Прежде всего необходимо знать строение голосового аппарата, и связанную с этим гигиену голоса. На мой взгляд, все это неплохо описано тут (и вообще, покопайтесь, там много полезного), и тут. 

Ну и конечно же, мой любимый Сет Риггс! Именно его аудио-школа и система "пения в речевой позиции" дала мне очень и очень многое. В его книге "Как стать звездой" есть очень наглядные картинки, как правильно и неправильно петь, а так же строение органов пения. Эту книгу можно купить в музыкальных магазинах, заказать по интернету, а можно обратиться ко мне за ссылкой, но только в крайнем случае: я - не пират!

Обязательно прослушайте кассету, которая прилагается к книге!!! Своим ученикам я даю распевки Сета Риггса, и дальше речь пойдет именно о них.

Распевка

Когда с опорой более-менее разобрались, необходимо переходить к распевке. Я рекомендую распеваться перед каждым более-менее серьезным занятием. Понятное дело, если вы напеваете себе под нос, когда моете посуду, то распеваться не обязательно, но если вы собираетесь серьезно поработать над голосом, спеть в компании друзей или выступить на концерте, распевка необходима. Ведь органы голосообразования - это те же самые связки и мышцы, которые перед нагрузкой надо разогреть.

Я рекомендую своим ученикам не тратить на распевку много времени, примерно 10 минут от обычных 40-минутных занятий. Тут же поясню, почему рекомендую заниматься 40 минут: за это время аппарат не успеет как следует устать и перегрузиться. Если вы не успели поработать надо всем, что запланировали, сделайте довольно большой перерыв, и продолжите занятия.

Найдите образец

А если вам всё это скучно и не интересно и вы хотите сразу работать над песнями, то советую развить в себе качество пародиста. Важно выбрать песню, подходящую вам по диапазону, тесситуре и петь её вместе с певцом, то есть копируя его. Не стоит брать сложный материал, а также песни с высокими или слишком низкими для вас нотами. Увеличивайте нагрузку постепенно. Лучше найти исполнителя с похожим голосом, в этом случае дело пойдёт быстрее, удобнее, и вы обречены на успех. Старайтесь передать тембр голоса, все нюансы. Что это даст? Копирование, довольно короткий путь к освоению вокальных вершин.

Но из-за такой способности строение костей крыла претерпело изменения – они не полые, как у остальных птиц, и утяжеляют тело, затрудняя полёт. Впрочем, чего не сделаешь ради искусства – или ради продолжения рода? Дамы любят музыкантов.

Причины горловых зажимов.

Существующие партии не удовлетворяют резко возросшим патриотическим потребностям граждан. В этой ситуации на передний план выходят когда-то казавшиеся маргинальными идеи, а их носители сколачивают целые движения и привлекают в свои ряды немало сторонников. Читайте подробнее

Ещё статьи на тему: «Вокальная опора и внутренние ощущения«, «Опора дыхания»

И вот, вам очень важный совет: «СЛУШАЙТЕ МНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОПЕРНОГО ПЕНИЯ». Всем известен, тот факт, что связки, когда Вы слышите пение, чьё либо, смыкаются автоматически на психологическом уровне, подражая слышимому голосу. То есть слушая хреновое пение, Вы автоматически учитесь петь хреново, а слушая классное пение, вы растёте с каждым прослушиванием.

Пойте и звучите, друзья мои не поддавайтесь моде, будьте сильными, будьте собой, слушайте своё сердце и других, постоянно сравнивайте и анализируйте.

Наверх