Роль отца в воспитании

Методическая разработка по теме: Родительское собрание для пап "Роль отца в воспитании детей в семье" | скачать бесплатно

Родительское собрание по теме: «Роль отца в воспитании детей в семье»

                   Роль отца в воспитании детей в семье.

   Рассказывают, что аисты очень споро и просто приучают птенцов к самостоятельности: однажды выталкивают их из гнезда, сбрасывая, откуда – ни будь – с высокой старой ветлы, что стоит посреди луга, над речкой, с верхушки тополя или с соломенной крыши, или сельской хаты, где птицы часто строят себе жилище. Летите! И всё. На этом заканчивается воспитание. По – началу молодые птенцы нет – нет, и завернут на ночь в родительское гнездо, но вскоре совсем его покидают, и «старики» должно быть, забывают о них навсегда… Люди – не аисты. Правда, им тоже свойственно заботиться о продолжении рода. Но это ли единственная цель? Чего проще – оставить на земле потомство? Это могут и рыбы, и птицы, мы же оставляем после себя ещё и дело своё, и мечты, и надежды. А коль хочешь, чтобы дело твоё жило  и плодоносило – не только свей гнездо и разожги в нем семейный очаг, но и воспитай гражданина, борца, мечтателя  ещё сильнее тебя, ещё смелее тебя, ещё зорче тебя. Говорят отцовство, как и материнство - талант. Коли это так, нужно признать, что этот талант, как и любой другой имеет своё начало, способен развиваться, совершенствоваться. Ты стал отцом! Чувство ни с чем не сравнимое и радость ни с чем не сравнимая. Но одновременно с радостью отцовства приходит ответственность за судьбу малыша. Хорошо, когда это чувство ответственности не угасает, горит в тебе постоянно, растет по мере того, как подрастает,  

 готовится улететь в большую жизнь твой Вовка или Серёжка, твоя Наташка или Оксанка. Отец! Если ты дорожишь своей честью, если желаешь, счастья своим детям, никогда не забывай, что ты, в первую очередь, ты кузнец этого счастья.

   Что такое хороший отец? Это человек, который всё лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие люди, умеет передать детям. Не выдрессировать очень правильного и угодливого пай – мальчика, а воспитать ребёнка способного видеть красоту мира, впитывать сердцем доброе и нести добро другим. Чтобы привить эти качества ребёнку, нужно самому обладать ими, вырабатывать их у себя. А это даётся только трудом. Загляните в свою душу, отцы! Что в ней? Из простых семей вышли наши космонавты, в простых семьях воспитаны тысячи молодых хлеборобов, шахтеров, учёных, врачей, учителей, которые своими делами удивляют планету. Сегодня отцы и дети не те, что были вчера. Многие матери – это вчерашние студенты институтов, академий, университетов, техникумов, люди вооружённые знаниями. Но не только знания нужны для воспитания вашего ребёнка. Для этого нужно ещё что-то. Что же?

   Каким же внимательным, бережным нужно быть, когда в твоих руках человеческий материал, когда перед тобой такое поле, как душа ребёнка, такой лист, как его сознание, когда пред тобой целый мир сложный и изменчивый, чуткий к внешним воздействиям. И если тебе этот мир незнаком, если ты и не пытаешься войти в него, чтобы стать добрым, умным советчиком, все твои воспитательные усилия не принесут пользы. Для этого нужно чаще бывать с ними , уметь их слушать, наблюдать, подмечать то неожиданное, новое, хорошее, что появляется в их характере, и поддерживать, взращивать это. Но нам так некогда! Мы так заняты, что не позволяем себе посвятить выходной день или хотя бы вечер, или всего один час сынишке, который стоит рядом и с мольбой заглядывает в глаза. Хороший отец без колебаний откладывает в сторону недоконченную работу, когда его зовут дети, если он чувствует, что им сейчас необходим, что, поиграв час, другой доставит им радость.

   Мы далеко шагнули вперёд. Мы преодолели земное тяготение и продолжаем стремительный полёт к звёздам, а в педагогике, в вопросах воспитания частенько возвращаемся к древним обычаям и правилам: растёт ребёнок – ну и пусть растёт, как дерево в лесу; вырос – бросай его в воду. Ничего, выплывет, к какому-нибудь берегу прибьётся. Побори в себе это равнодушие, отец! Сделай всё, чтобы велик и прекрасен был тот, в ком ты повторил себя, чтобы люди дивились ему, а значит и тебе.

   К родителям считающим: «Мы намаялись, потрудились, пусть наши дети понежатся», - нужно относиться с глубоким сожалением. Конечно, они хотят своим  детям добра. А стоило бы помнить мудрую поговорку «Зерно гнилое посеешь – не жди урожая». Ребёнка нужно к жизни готовить. Дети помнят всё хорошее, что дали им родители и всё плохое. Они ничего не забывают. Многие отцы считают, что воспитывать малышей – дело женское. Нет, это не так – и женское и мужское! Отец должен оберегать семью, учить детей уважать и  любить мать, быть для ребят примером, гордостью. В этом счастье и призвание отца. Ребёнок должен воспитываться в любви к своему дому, к своей семье. Но от взрослых зависит, чтобы этот дом не обратился в мещанский мирок, не калечил душу ребёнка.

   Отец! Какое это гордое звание. В нём всё – и сердечная доброта, и ласка, и мужская сила, и справедливость. И, конечно, любовь к жене, к детям. Много хороших отцов на нашей земле, о них стоит рассказать.

В последнее время в публицистике и СМИ дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о "крахе семьи", "утрате отцовского авторитета", "доминировании матери в воспитании детей".

Чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в обществе.

Изменения, связанные с семьей, наметились еще в 1960-е годы, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа - главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, успешно конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, и тогда перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в воспитании (особенно в первые годы жизни ребенка) рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 1980-е годы в странах Европы и США социологи и психологи обозначили "новый образ мужчины", который был во многом противоположен традиционному. Отличия заключались прежде всего в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов, успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими "чисто мужские" качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они склонны возлагать на жен.

В чем разница между материнским и отцовским воспитанием


Исторически отношение к воспитанию детей было достаточно безразличным, дети рассматривались как неполноценные взрослые. Однако традиционная патриархальная семья предоставляла отцу без особых усилий влиять на взросление ребенка (особенно сына) в процессе осуществления совместной деятельности. Традиционная патриархальная семья, осуществляющая сельскохозяйственную или ремесленную деятельность была, по существу, основой воспитания как мужских, так и женских качеств.


Само понятие “патриарх” – глава рода, отец семейства, выполняющий по совместительству функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя (как и Отца и Учителя) – характернейшая черта патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи – не более. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти. Триада Отец – Правитель – Бог – основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой – правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты “по-семейному”.


Отношение отца к детям сильно отличается в зависимости от национального, культурного, классового типа семьи. Роль наказания, особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Связь с детьми – от почти полного пренебрежения ими, как в традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы – в германской. Однако во всех случаях есть одна общая черта: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, их отношения строго вертикальны, отец – прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом.


По мере улучшения материальной стороны жизни рабочих индустриальных стран, развития законодательства, запрещающего детский и ограничивающего женский труд, положение отца и матери в отношении детей вновь стало асимметричным. Традиции патриархальности, подчеркивающие значение отца как главы семьи, кормильца и защитника, и матери как хранительницы очага и воспитательницы детей, за это время не были забыты. Они сохранялись в первую очередь в крестьянской среде и в какой-то степени могли быть восстановлены. При этом, с одной стороны, отец получил возможность общаться с детьми вне работы: играть с малышом, возиться с дочерью – тогда как раньше отец был главным образом воспитателем сына и то лишь с того момента, когда сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать отцовское дело.


С другой стороны, именно эта функция отца в воспитании мальчика, функция, выражающаяся словами “делай, как я” – эта функция в развитых обществах XX века явно утеряна. Отец уже не является наставником сына, бережно направляющим его еще нетвердые шаги по пути своего ремесла – будь то охота (в примитивном обществе), крестьянское дело (в “классической” патриархальной культуре) или рабочая профессия (в обществе развивающейся индустрии). Сейчас отец (рабочий или служащий) отделен от ребенка. Он целые дни проводит “где-то там”, на работе, причем эта работа есть нечто непонятное ребенка. В школе ребенок учится совсем не тому, чем занимается его отец; классическая преемственность “сын – наследник моего дела” ушла в прошлое; разрыв между ролью Отца и ролью Учителя стал очевиден. В той же мере роль Отца полностью утратила и присущие ей ранее черты Вождя. Характерная для современных культур демократизация всех форм общественной жизни (в том числе и семейных отношений) сразу обесценивает дисциплинирующую функцию отца в семье, уменьшает значение наказания как специфически мужского средства воспитания.


Знаменитый американский психиатр Э. Фромм, автор книги “Быть или иметь”, анализируя традиционную семью, выделил отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа любви. Отцовская любовь требовательна, она стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами – не больше, но и не меньше. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребенка только за то, что он существует, за то, что он ее ребенок.


По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Человеку необходима справедливая оценка его достоинств, его реальных успехов и заслуг; но с другой стороны, он нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви — отцовской или материнской – ведет к нарушению поведения. Современное западное общество, считает Э. Фромм, все в большей степени становится “безотцовым”. Падение авторитета отца связано с крушением прочих авторитетов. Для современного “безотцового” молодого человека нет уже ни государства, ни церкви, нет авторитета ни на земле, ни на небесах.


Преобладает “материнский” принцип абстрактного гуманизма: все люди по-своему хороши, заслуги и достоинства не имеют значения. С наибольшей полнотой этот взгляд выражен в идеологии хиппи. Отсюда, по Э. Фромму, характерная для современного Запада тяга к анархии, к утрате социальной организации, к распаду рациональной культуры и высокого искусства.


В настоящее время во многих зарубежных странах пытаются преодолеть “безотцовое” общество. Однако выход видят не в возврате к патриархальным отношениям, а в максимальном приближении мужчины к семье.


Патриархальная семья в нашей стране обладала всеми достоинствами и недостатками патриархальной семьи. Страшный удар, нанесенный патриархальной семье в конце 20-х – 30-е годы, имел множество причин и еще больше следствий. Для ускоренной индустриализации требовались миллионы женских рабочих рук; женщина была оторвана от детей и брошена на производство. Сиротство при живых родителях стало (по сути, остается и до сих пор) массовым явлением. Колоссальные репрессии, затем неслыханная по числу жертв война – все это обрушилось в первую очередь на мужскую часть населения.


Очевидно, что в этих условиях семья без мужчины стала нормой. Женщина поняла, что со всеми функциями в семье (кроме зачатия) она может справиться одна. Впрочем, другого выхода у нее просто не было .


В настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, он утратил прежний авторитет, с другой – лишившись патриархальной высоты и недоступности, он сплошь и рядом не стал ближе к детям. Не так уж мало семей, где отец – просто “чужой среди своих”.


Психолог Т. Юферева провела исследование восприятия московскими подростками 13-14 лет положения мужчины и женщины в семье. Женщина рассматривалась ими (особенно девочками) как мать и глава семьи, мужчину же и девочки и мальчики воспринимали в первую очередь и в лучшем случае как помощника жены по хозяйству. “Приятно видеть мужчину в очереди в магазине, в прачечной”, – сказала одна из девочек. Другие были более резкими в своих отзывах: “Мужчина – это три Т: тапки, тахта, телевизор”; “Мужчина – это не то, что женщина, он гораздо меньше работает, но гораздо больше ест”.


Мальчики 8-9 лет на вопрос “На кого ты хочешь быть похожим, когда вырастешь?” чаще отвечают “На маму”. Отец не является ни примером для подражания, ни старшим другом, передающим свои знания и опыт. С детства на мальчиков оказывается давление, препятствующее развитию их мужского, отцовского начала. Общество в целом и школа как его боевой авангард поощряют пассивную дисциплину, бездумное послушание и нетерпимо относятся к таким традиционно мужским качествам, как инициатива, выдумка, активность. В школах девочек меньше наказывают и больше хвалят, чем мальчиков. Девочки, особенно в начальных классах, пользуются большим авторитетом и значительно чаще становятся формальными лидерами (старостами). Так уже в школьном возрасте закладываются основы будущего доминирования женщины в семье.


По мнению американского социолога П. Ларссон, ситуация жесткого авторитарного доминирования властной жены и матери чрезвычайно специфична для современной России (в связи с ее особыми историческими условиями) и редко встречается в других культурах. Особенно часто такие отношения можно видеть в неблагополучных семьях. По данным ленинградского детского психиатра А. И. Захарова, в семьях детей с неврозами матери играют ведущую роль чаще, а отцы – значительно реже, чем в семьях здоровых детей. При этом доминирование матери часто носит жесткий характер, проявляясь в физических наказаниях детей, в мелочном контроле, в гиперопеке. Нередко значительную роль в жизни современной городской семьи играет бабушка со стороны матери.


При этом положение отца становится еще более тяжелым. Вялый и безвольный, он оттесняется двумя энергичными женщинами на периферию семьи, теряя уважение и привязанность детей.

Обстоятельства, которые сказываются на психологическом развитии ребёнка в подобной ситуации:

1.Разделение семьи или развод супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрывать от ребёнка и которые сильно волнуют его. Кроме того, родители занятые своими ссорами, с детьми тоже обращаются плохо, даже если полны намерений уберечь его от разрешений собственных проблем.

2.Ребёнок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает, открыто своих чувств. Кроме того, он воспринимает уход отца, как отказ от него. Ребёнок может сохранять эти чувства многие годы.

.Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена пойти на службу и в результате может уделять ребёнку меньше времени, чем прежде. Поэтому ребёнок чувствует себя отвергнутым и матерью.

.Какое-то время после разделения семьи или развода отец регулярно навещает ребёнка. Во всех случаях это глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод для ребёнка окажется ещё мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчуждённо, ребёнок начинает спрашивать себя, почему, собственно он должен с ним видеться. И в результате у него может возникнуть комплекс вины. Если родители охвачены желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребёнка вредным взором, ругая друг друга и ломая тем самым психологическую опору, которую обычно получает малыш в нормальной семье.

.В этот момент ребёнок может воспользоваться расколом семьи, сталкивать родителей друг с другом и извлекать из этого нездоровые преимущества. Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребёнок будет вынуждать их баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут вызвать их одобрение.

.Отношения ребёнка с товарищами нередко портятся из-за нескромных вопросов.

.С уходом отца дом лишается мужского начала. Матери труднее водить его на стадион и прививать ему чисто мужские интересы. Ребёнок больше не видит столь же отчётливо, какую роль в доме играет мужчина. А что касается девочки, то её правильное отношение к мужскому полу легко искажается из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кроме того, её представления о мужчине не на основе естественного, изначального знакомства с ним на примере отца и, потому может оказаться неверным.

.На мальчишек, так или иначе, отражаются страдания матери. В новом положении женщине конечно, гораздо труднее выполнить свои материнские обязанности.

Таким образом, распад семьи или развод, исходя из выше перечисленного, оказывает своё негативное влияние не только на отношение мужчины и женщины, но и наносит серьёзный удар по детям, и последствия этого удара будут сказываться на протяжении всей жизни, как родителей, так и детей.

1.5 Современное понимание темы отцовства на европейском уровне

В городе Гетеборге (Швейцария) проходил европейский семинар, посвящённый отношениям мужчин в семье. Шведские социологи проинтервьюировали 32 семьи по поводу их отношений к семейной жизни. Оказалось, что результаты этого исследования не соответствуют общепринятым стереотипам понимания отношения мужчины к семье.

Одни из вопросов интервью касался жизненных планов обоих супругов. Ответы были схожи в том, что мужчины и женщины говорили, что они не мыслят своей жизни без семьи, что единственное стремление в жизни это семья, дети, их дом, машины. И мужчины, и женщины говорили о семье, подразумевая под этим понятием детей.

Самым распространённым мнением среди мужчин было то, что они после работы пораньше спешат домой, что бы побыть с детьми, уделить им больше времени: главное в моей жизни - это не работа, я вынужден делать это, что бы кормить семью, своих детей.

Из всего этого можно сделать вывод, что традиционные взгляды общества не отражают то, о чём действительно сегодня думают и какие цели преследуют мужчины. Отец, как и мать, старается подарить ребёнку заботу и доброту, зарабатывая при этом деньги, обеспечивая семью материально.

Интересен ещё тот факт, что в современном обществе сложился стереотип, что мужчина должен быть мужественным и сдержанным. Под таким давлением стереотипов многие мужчины подавляют в себе отцовские чувства, полагая, что всю заботу и нежность, необходимую ребёнку даст ему мать.

Таким образом, в первой главе нашей работы, мы рассмотрели такие вопросы, как история развития семьи, семейное воспитание, задачи семейного воспитания, распад семьи или развод, европейскую точку зрения на отношения мужчины в семье, которые в дальнейшем помогут разобраться в понятии роли отца в современной семье.

2. Характеристика статуса отца в семье

.1 Роль отца в семье

• умение брать на себя ответственность;

• способность к труду и т. д.

ПАПА ДЛЯ ДОЧКИ…

Не менее важна роль отца в полноценном воспитании девочки. Отец – первый мужчина, с которым она встречается в жизни. От отношений родителей в семье во многом зависит её дальнейшая личная жизнь, её женская самооценка. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчёркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить своё равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.

Девочки, с первых дней окружённые папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищёнными.

Меж тем, участь ценить в отце качества, которые делают мужчину Настоящим Мужчиной, девочка, будущая женщина, готовит себя к выходу в мир, где мужчины не зря называются сильной половиной.

- Какие качества прививает отец дочери:

• гармоничность;

• само принятие;

• уверенность в себе;

• женское достоинство;

6). Отец неосознанно формирует представление сына о взаимоотношениях полов. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец выступает образцом мужского поведения, который в первое время будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом. Поэтому, дорогие отцы, позаботьтесь о том, чтобы у вашего сына сложилось верное представление о любви, дружбе, товариществе и интимных отношениях между мужчиной и женщиной.


Отцовские наказания: строгость и жестокость – разные вещи!
Обычно отцовские наказания бывают строже и длительнее материнских, отец реже идет на уступки или смягчение принятых решений о наказании. Однако подобные методы воздействия отца воспринимаются сыновьями более мягко и гибко, чем если бы они исходили от матери. Возможно, на каком-то интуитивном уровне мальчики понимают необходимость таких наказаний.

Отцовская строгость нужна мальчику - так он получает первые уроки взаимодействия с мужским сообществом, где часто правят жёсткие законы. Поэтому строгость отцовских наказаний бывает оправдана. Однако здесь важно разделять строгость, жесткость воспитательных воздействий и жестокость.
Главным отличием строгости, жесткости в наказаниях от жестокости будет являться уважение к личности сына. Наказание, связанное с унижением личности, никогда не достигнет воспитательной цели, никогда не приведет к положительному результату и ничем не может быть оправдано. Уважайте вашего сына и вы наверняка станете с ним неразлучными друзьями и верными товарищами на долгие годы.

И, конечно, не забывать о правильном общении с противоположным полом.  Рыцарское отношение к даме ценилось во все времена. К сожалению, у некоторых мужчин есть напускное чувство превосходства над женщинами, взгляд сверху вниз, подчас презрение. Такой отец, подсознательно прививая свои взгляды ребенку, может невольно испортить ему будущую семейную жизнь.

М. Лайтман: С родителями. Однозначно! Даже если они ссорятся, и у него существует опасность перенести этот пример в свою семью. Обычно так и происходит, потому что дети учатся на примерах. Если наши отношения являются плохим примером, они все равно автоматически перенимают его - никуда не денешься. Им очень трудно поступать иначе, ведь они действуют в соответствии со штампами.


Но все равно, предпочтительнее перенять отрицательный пример, чем считать нормальным то, что женщина может одна воспитывать ребенка, что мать – это семья. Нехорошо, что мы закладываем сегодня в детях такое понимание семьи.

Другие публикации по теме данной статьи:

В рамках представленного исследования особый интерес представляют взаимосвязи детско-отцовских отношений и особенностей личности подростков. Поэтому полученные данные подверглись корреляционному анализу по Спирмену. В результате были обнаружены значимые корреляционные связи между исследуемыми параметрами, которые схематично представлены на рисунке 5.

Взаимосвяpm детско-отцовских отношений и особенностей личности подростков

Согласно полученным данным непоследовательность в воспитательной практике отца обнаруживает значимые взаимосвязи с уровнем притязаний и глобальным самоотношением подростков. Причем первая взаимосвязь прямая (r=0,288;р=0,042), а вторая обратная (r=-0,298;р=0,041). На основе полученных данных можно предположить, что непоследовательность отца приводит с одной стороны к общему недеффернецированому отрицательному отношению к себе и высокому уровню притязаний. Такая картина может быть охарактеризована как неблагоприятная для становления «Я», поскольку общее положительное отношение к себе выступает важным условием самопознания, самореализации и достижений. Объяснить данную взаимосвязь можно тем, что непоследовательность отца не позволяет подростку относится к себе позитивно, не позволяет выделить в себе положительные черты, ведь одни и те же его особенности в зависимости от настроения отца могут быть оценены им как положительные или отрицательные. В такой ситуации у ребенка остаются лишь внешние высокие ориентиры (уровень притязаний), достичь которые ему становится просто невозможно, поскольку не понятно что именно в нем не так.

Еще одна значимая взаимосвязь была обнаружена между чувством неполноценности и уровнем самооценки подростков (r=0,29;р=0,05). Данная взаимосвязь носит прямой характер. Она вполне объяснима, поскольку можно с уверенность утверждать, что эти параметры являются разными сторонами самооценки. Чувство неполноценности является качественной характеристикой, а уровень притязания количественной. Однако при переводе качественного показателя в количественный обнаружилась значимая корреляция, которая лишь подтверждает, что проективные методы являются надежными и валидными в измерении базовых глубинных личностных образований.

Враждебность в семейной ситуации, согласно полученным данным, взаимосвязана с уровнем аутосимпатии (r=0,288;р=0,042). Объяснить данную взаимосвязь можно особенностями подросткового возраста. В этом возрасте подростки стремятся к самостоятельности, независимости, автономности, что приводит к многочисленным конфликтным ситуациям в семье, прежде всего во взаимодействиях с родителями. Однако этот процесс естественен. Противопоставляя себя взрослым (родителям) ребенок учится понимать свои мысли, желания, стремления, а следовательно и проявлять к ним симпатию. Вероятно, те дети, которые в подростковом возрасте конфликтуют с родителями, отстаивая свою точку зрения, личное мнения, формируют тем самым и положительное отношение к себе.

Интересной представляется и взаимосвязь между эмоциональной дистанцией с отцом и ожидаемым отношением от других (r=0,294;р=0,038). Данная взаимосвязь носит прямой характер и подтверждает присутствующее в литературе мнение о том, что взаимоотношения с отцом влияет на то, как человек будет относится к другим [психотерапия]. По данным исследования оказалось, что отстраненность отца приводит к открытости и дружелюбности в общении с другими. Вероятно этот факт можно объяснить стремлением компенсировать в отношениях с другими недостатки взаимоотношений с собственным отцом. Но возможно объяснение и более сложное. Так если вспомнить о разных функциях отцовской и материнской любви и предположить, что при большой эмоциональной дистанции с отцом, у подростка будет формироваться более тесная взаимосвязь с матерью, можно сказать что ожидание положительного отношения со стороны других связано с сильной установкой на самопринятие, формируемой благодаря материнской безоценочной любви.

Таким образом, результаты исследования позволили заключить, что детско-отцовские отношения и особенности взаимодействия в семье связаны с формированием самоотношения подростков, что отражается в значимых корреляционных взаимосвязях между непоследовательностью отца, уровнем притязания и глобальным самоотношением; враждебностью в семейной ситуации и аутосимпатией; эмоциональной дистанцией с отцом и ожидаемым отношением от других.

Выводы

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволяют сделать ряд выводов об особенностях взаимоотношения подростков разного пола с родителями, самоотношения этих подростков и взаимосвязи между данными параметрами.

Оказалось, что около половины подростков отмечают высокий уровень враждебности и непоследовательности со стороны отцов. Отцы представляются детям как проявляющие излишнюю суровость и педантичность. Они сверхтребовательны по отношению к детям в стремлении сделать их подобными некоторому эталону «идеального ребенка». Более половины участников исследования отмечают непредсказуемость реакций отца на свое поведение.

Девочки-подростки отмечают большую степень директивности со стороны отцов, чем мальчики подростки. Дочери в большей степени испытывают давление и властность отцов. Вместе с тем девочки в меньшей степени удовлетворены сложившимися отношениями с отцом, чем мальчики.

У девочек отмечается большая степень чувства неполноценности связанного с семьей, чем у мальчиков. А у мальчиков обнаружен более высокий уровень тревожности, связанного с семьей, чем у девочек.

К особенностям самоотношения подростков согласно результатам исследования можно отнести: преобладание в целом по выборке оптимального уровня притязаний и адекватной самооценки. Уровень притязания у подростков независимо от пола превышает уровень самооценки, что является признаком психического благополучия. Однако, уровень притязания девочек выше, чем у мальчиков. Среди общих тенденций самоотношения у подростков можно отметить: положительное глобальное самоотноешние, низкий уровень самоуважения, недоверие по отношению к другим и низкую степень интереса к своему внутреннему миру.

Детско-отцовские отношения и особенности взаимодействия в семье связаны с формированием самоотношения подростков, что отражается в значимых корреляционных взаимосвязях между непоследовательностью отца, уровнем притязания и глобальным самоотношением; враждебностью в семейной ситуации и аутосимпатией; эмоциональной дистанцией с отцом и ожидаемым отношением от других.

Таким образом, полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволили подтвердить выдвинутую гипотезу.

Согласно культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского развитие личности ребенка опосредованно его отношениями со взрослыми. Формирование высших психических функций происходит только в рамках совместной деятельности ребенка и взрослого. При этом большая роль в формировании личности ребенка принадлежит более ранним этапам онтогенеза. А в ранние периоды развития родители выступают в качестве тех взрослых, отношение с которыми является первостепенным в воспитании ребенка.

В современной психологической литературе уделяется много внимания анализу особенностей взаимоотношений ребенка с родителями. При этом различные исследователи либо не делают различий между детско-материнскими и детско-отцовскими отношениями, либо указывают на большую роль матери в воспитании детей раннего возраста.

Сравнение воспитательных воздействий со стороны отца и со стороны матери позволяют выделить особенности отцовского воспитания. Влияние со стороны отца отличается от влияния со стороны матери. Это связано с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка. Любовь отца к ребенку имеет отличное от материнской любви назначение и проявления. Игра отца с ребенком отличается от игры матери с ребенком.

Таким образом, современные представления о различиях в воспитательных воздействиях матери и отца, позволяют говорить о специфики влияния отца на ребенка. Однако, особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. К важным качествам отцов, влияющих на развитие ребенка относят: излишняя строгость, импульсивность, мнительность и т.д.

Однако, приводимые в литературе исследования являются фрагментарными и чаще всего основаны на сравнении детей воспитывающихся с отцами о без них. Естественно подобные исследования не позволяют составить полную картину о роли отца в воспитании ребенка.

Поэтому в рамках представленной работы проводилось эмпирическое исследование роли отцовского воспитания в формировании личности подростков.

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволяют сделать ряд выводов об особенностях взаимоотношения подростков разного пола с родителями, самоотношения этих подростков и взаимосвязи между данными параметрами.

Оказалось, что около половины подростков отмечают высокий уровень враждебности и непоследовательности со стороны отцов. Отцы представляются детям как проявляющие излишнюю суровость и педантичность. Они сверхтребовательны по отношению к детям в стремлении сделать их подобными некоторому эталону «идеального ребенка». Более половины участников исследования отмечают непредсказуемость реакций отца на свое поведение.

Девочки-подростки отмечают большую степень директивности со стороны отцов, чем мальчики подростки. Дочери в большей степени испытывают давление и властность отцов. Вместе с тем девочки в меньшей степени удовлетворены сложившимися отношениями с отцом, чем мальчики.

У девочек отмечается большая степень чувства неполноценност?

Наверх