Купить этот сайт
» » Взаимодействие детей и родителей

Взаимодействие детей и родителей

Руководство по взаимодействию родителей ребенка с СДВГ и школы

Перевод - СДВГ мама

Вступление
Период между поступлением в школу и началом взросления – это время учебы и приобретения основных навыков, требуемых обществом. В этот период дети приобретают обширные базовые знания. Более того, они учатся радоваться результатам своего труда и успехам и стремятся все сделать хорошо и правильно (амбиции и мотивации).
Это период подготовки к жизни путем формального образования, принятого во всем западном мире. Ребенок должен стараться, чтобы добиться успехов. Теперь уже не все, сделанное его руками, вызывает такой восторг, как раньше. Ему необходимо приложить усилия, чтобы правильно выполнить поставленную перед ним задачу в соответствии с более строгими критериями успеха.

В жизнь ребенка входит образ учителя, отличный по своей сути от родителей. Он меньше защищает и больше требует.
Свободная игра предыдущего, садиковского, периода теперь более упорядочена и подчиняется правилам и законам. Ребенок должен научиться уважать правила и следовать им, принимать идеи взаимодействия и честной игры. Он должен также научиться справляться с негативными чувствами, вызванными проигрышем. Через коллективные занятия и игры ребенок учится заранее предвидеть поведение и чувства другого.

На этом этапе самоопределение формируется вокруг убеждения: "Я – это то, что я выучу или то, что смогу выучить и выполнить". Формируются чувства ответственности, долга и стремление к успеху.
Школа – это один из самых трудных этапов для ребенка с СДВГ или трудностями обучения, поскольку его основные задачи (приобретение учебных и социальных навыков путем взаимодействия и усвоения общественных правил) глубоко затрагивают проблемы ребенка, нарушают и угрожают разрушить его шансы на успех в выполнении этих задач.
Нередко таким детям трудно выстраивать общественные отношения из-за характерной для них импульсивности и проблем в социальном понимании. Они не умеют откладывать на потом удовлетворение своих потребностей, ведут себя суматошно и несдержанно.
Им трудно подчиняться требованию признавать внешние правила и законы и действовать в соответствии с ними. Попытки воспитать у них адаптированное поведение вызывают проблемы из-за пониженной чувствительности к поощрениям или наказаниям, которые не являются немедленными или конкретными.
Их школьная деятельность очень страдает из-за серьезных проблем в организации и приобретении учебных навыков, а также из-за неустойчивого стимула к учебе.
Поскольку некоторые из них обладают очень хорошими умственными способностями, сочетание этих элементов часто приводит к неверному пониманию их поведения со стороны учителей. Многие учителя объясняют их проблемы отсутствием желания: "Ты все можешь, просто не хочешь!" – то есть интерпретируют поведение как сознательное серьезное решение-отказ от сотрудничества. Если ребенку не удается добиться успехов и признания со стороны окружающих, или он вызывает осуждение и разочарование, у него могут опуститься руки, сформироваться чувство отчаяния и самооценка неудачника.

Эти дети могут не научиться уважать себя за хорошую учебу и правильное выполнение работы. Напротив, они могут испытывать несоответствие и комплекс неполноценности и убедить себя, что никогда не достигнут значительных успехов. Без помощи и поддержки, ощущения успеха и гордости деятельность как бы парализуется или застывает, появляется ощущение бесполезности, что может повлиять самым отрицательным образом на формирование личности на следующем этапе. Поэтому важно выявить и поддержать сильные стороны и всегда давать шанс на успех.
В воспитательном учреждении вокруг ребенка с трудностями адаптации в области контроля поведения и эмоций обычно возникает замкнутый круг негативных взаимоотношений. Появляется раздражение и агрессивное отношение со стороны детей и учителей, или же, напротив, ощущение бессилия и отвержение.

Взаимоотношения родителей и детей

Воспитание — процесс сложный, обширный и, по-видимому, бесконечный, в этой статье мы обращаемся к теме качества родительского внимания, к теме взаимоотношения родителей и детей. Мы заняты работой большую часть дня, и детям посвящаем совсем немного времени, так давайте наполним это время смыслом.

В некоторых семьях родители чрезмерно увлечены «образованием и воспитанием». Они довольно часто проводят воспитательные беседы, много времени уделяют учебе ребёнка, стараясь, чтобы он всегда был первым. Но в то же время, родителей не интересует личная жизнь своего чада, с кем он дружит, о чем мечтает, в кого влюблён. По мнению родителей это всё «глупости», не достойные внимания. Ах, какое серьёзное заблуждение! Часто непонимание со стороны родителей, не желание проникнуться миром подростка рождает конфликт. Именно в подростковом возрасте к ребёнку может прийти осознание своей ненужности. Материальное благосостояние, контроль за учёбой – это всё что обеспечивают родители. А доверительных отношений, теплоты, любви не хватает. И подросток это ощущает чрезвычайно остро. «Пойми меня!» - кричит он родителям, и крик этот можно распознать только чуткий любящий родитель, ибо выражается он протестом и дерзким поведением.

О

М

О

1

13

25

37

49

2

Сроки

Ответственные

1.

Презентация проекта в школе

апрель

Школьный актив

2.

Совместная (с родителями) уборка школьной территории (субботник «Трудимся вместе и в школе, и дома»)

апрель

Школьный актив, классные руководители, родительский комитет класса

3.

Встреча с ветеранами ВОВ «Нам дороги эти позабыть нельзя…» (круглый стол с родителями)

май

Министры культуры, образования школьного актива

4.

«Мама, папа, я – спортивная семья!» (спортивный праздник)

май

Министр спорта, классные руководители, учителя физкультуры, Попечительский совет

5.

Походы на природу (совместный отдых), выпуск листовок, посвященных им

май

Актив класса, родительский комитет

6.

Конкурс сочинений «Летние каникулы с родителями»

сентябрь

Актив класса

7.

Конкурс фотогазет «моя семья на отдыхе»

сентябрь

Министры культуры и печати

8.

Заключение договора с Чебоксарским Городским Центром занятости населения по трудоустройству безработных родителей

- Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ...

3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Самое главное в характере моего ребенка ...

В любой, даже самой дружной семье может возникнуть конфликт. В чем же причины непонимания? Самая первая причина — разные взгляды на жизнь и на самих себя. Родители часто боятся всевозможных несчастий, которые могут произойти с детьми. Поздно возвращается домой — могут напасть хулиганы. Поехали в гости на дачу — могут попасть в аварию. А подростки считают, что родители чересчур  осторожны  и  тревожатся  напрасно.  Может  быть, иногда страхи взрослых действительно больше реальной опасности. Но надо помнить, что эти волнения от любви к своим детям. И стоит по возможности успокоить  родных (не задерживаться дольше оговоренного времени на улице, позвонить с дачи), а не настаивать на своей самостоятельности. Другая причина — плохое понимание родителями современной моды и культуры молодежи. Стоит задуматься над тем, что с возрастом вкусы людей устоялись, им сложно воспринимать  что-то совсем неожиданное, например сережку в носу. Можно обсудить возникшее непонимание, найти аргументы (т. е. доказательства) в пользу новой моды. И обязательно помнить, что гораздо важнее этого непонимания теплые дружеские отношения и поддержка родителей.

Интересные факты

Результаты опроса 272 мальчиков и девочек, учащихся 9-11 классов, посещавших школу в крупном городе, выявили очень высокий уровень согласия с родителями. Детей попросили указать, кто оказывает на них самое сильное  влияние по ряду вопросов: родители, сверстники или лучший друг. Результаты опроса представлены в таблице (с. 170). Как видно из таблицы, родительское воздействие было минимальным только по четырем вопросам: выбор телепередач, выбор музыки, выбор материала для чтения и спортивные предпочтения. В этом возрасте родители в большей степени определяли даже выбор одежды и еды.

Бояться следует не конфликтов, а неумения и нежелания их решать. При общей атмосфере согласия и понимания в семье конфликты даже могут иметь  положительные последствия, так как дадут возможность детям и родителям высказать свои позиции. Все члены семьи должны уметь уважать чувства и желания друг друга.

Сравнительный анализ механизмов психологических защит
родителей и детей (Таблица 4), показал, что «отрицание»,
как МПЗ родителей, обратно пропорционально детскому МПЗ —
«вытеснение».

Отрицание родителями наличия проблемы соответствует отсутствию
у ребенка необходимости в переносе агрессии на себя или других из-за
ее отсутствия, что влияет на коэффициент эмоциональной удовлетворенности
родителей взаимоотношениями в семье (повышает КЭУ). Представлено в
таблице 4, «вытеснение», как детский МПЗ, обратно
пропорцинально «КЭУ» родителей.

Косвенным подтверждением является полученные данные о линейной
зависимости родительских МПЗ «отрицание» и коэффициента
эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями в семье (Таблица 2).

«Замещение» родителей как механизм снятия напряжения
путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта
(являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект
— ребенка взаимозависимо с «рационализацией» детей,
проявляющейся в трансформации неприемлемых чувств в противоположные.

Статистический анализ обнаружил наличие прямых взаимозависимостей
«интелектуализации» детей с «рационализацией»
и «проекцией» родителей. Родительская «рационализация»
связана с подчеркнутой демонстрацией доброжелательного, социально
одобряемого поведения. Дети, чувствуя неискренность такого поведения,
пытаются подменить чувственную основу логическими резонами. Склонность
ребенка к рассуждениям, не характерным для данного возраста, стремление
объяснять с логической точки зрения мотивы своих поступков свидетельствует
об изменениях социальных установок с ориентацией на ускорение темпа
интелектуального развития детей. С одной стороны, этому способствуют
усложненные школьные и гимназические программы, углубленное изучение
некоторых предметов, с другой стороны, это может свидетельствовать о
родительском восприятии окружающего мира как несущего угрозу, мира,
которому нельзя доверять.

Таблица 4


Коэффициенты парных корреляций показателей МПЗ и КЭУ родителей и детей

Условные обозначения:

  *   —
коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,05

**   — коэффициенты
корреляции, значимые при р = 0,01

Наличие в исследовании неполных семей, определило дополнительный этап
исследования:

   исследование особенностей
проявлений механизмов психологической защиты матерей (Таблица 5);

   исследование особенностей детской
психологической защиты в сравнении с психологическими защитами
матерей (Таблица 6).

В отличие от исследования особенностей МПЗ родителей в целом,
у матерей количество взаимосвязей выше.

Наличие линейной зависимости МПЗ «отрицание» и
коэффициента эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями в
семье у матерей, соответствует полученной ранее взаимосвязи для
родительской выборки в целом (Таблица 2). Полученный результат
является не только подтверждением наличия рассматриваемой
взаимозависимости, но и, возможно, свидетельствует о «вкладе»
именно матерей. Для подтверждения «вклада» именно
матерей необходимы дополнительные исследования.

Взаимозависимость возможности исправления или замены объекта,
вызывающего чувство неполноценности и механизма подмены чувственной
основы логическими резонами, с целью сформировать чувство
субъективного контроля над ситуацией отразилась в прямой зависимости
МПЗ «компенсации» и «интелектуализации» матерей.
На первый взгляд, это противоречит общей социальной установке на
эмоциональность женщин, с другой стороны может отражать современную
тенденцию роста числа матерей–одиночек, вынужденных брать часть
обязанностей отцов и, как следствие, ориентироваться на размышления
в большей степени, чем на чувства.

«Интелектуализация» имеет положительную
взаимозависимость также с «проекцией», что может
свидетельствовать об изменении социальных установок с ориентацией
женщин на необходимость формировать чувство субъективного контроля
над ситуацией, требовательность к себе и к другим, стремление
достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Взаимосвязь «регрессии» и «замещения»
имеет место как для подгруппы матерей, так и для подгруппы родителей
в целом. В подгруппе матерей данная взаимозависимость более выражена
r=0,815 с достоверностью 99% в отличие от r=0,766 с достоверностью
95% для родителей в целом. Матери более часто прибегают к этим
механизмам, реализуя, таким образом, общие представления о преобладании
«чувств» над «разумом».

На подгруппе матерей получена прямая зависимость
«рационализация» — «проекция».

Родители и дети: психология взаимоотношений на практике

Если родители занимают подчиненную позицию, т.е. идут на поводу у ребенка, по­такая ему во всем, то, скорее всего, того же он будет ожидать и от других взрослых, и от своих сверстников. Необоснованные претензии создают почву для развития конфликтной личности.

Вместе с тем, подавляя волю и желания маленького человека, трудно научить его отстаивать свои позиции. Правда, иногда в такой ситуации дети начинают копировать поведение старших членов своей семьи: родителей, братьев, сестер. В этом случае мы, скорее всего, имеем дело с людьми, го­товыми конкурировать всегда и во всем.

Выбор каждого родителя - решать, како­го ребенка он хочет воспитать. Тренинг мо­жет лишь способствовать их взаимопонима­нию. Безусловно, при этом личность ребен­ка имеет такое же значение, как и личность родителя. Именно поэтому в деле воспита­ния так трудно давать советы: то, что подхо­дит одному, неприемлемо для другого.

Комплекс рекомендуемых форм и методов общения с семьей поможет установить контакт педагога с родителями, заинтересовать последних вопросами воспитания, помочь им переосмыслить свои методы воспитания, грамотно их использовать, что в конечном итоге скажется на изменениях педагогического воздействия на ребенка в семье. Родители будут апеллировать к чувствам, сознанию ребенка, использовать игровые методы, редко обращаться к наказаниям.

Журнал "Управление ДОУ", №6, 2003.



© Все права защищены

Наверх