» » Мой ребёнок кусается в детском саду

Мой ребёнок кусается в детском саду

Ребенок кусается - что делать

Ребенок кусаетсяПочему ребенок кусается, щипается, дерётся - что делать?

Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание и щипание. Обычно период кусания начинается, когда ребёнку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса трех лет.

Начнем с того, что в период раннего возраста с 1 года до 3 лет наступает новая стадия развития ребенка – автономная.  Происходит отделение личности ребенка, становление его самосознания, т.е. ребенок выделяет себя в окружающем мире.  От него в этот период часто можно услышать фразу «Я сам!».  Происходит формирование и отстаивание ребенком своей автономности и независимости. Возрастает чувство самостоятельности.  Желания ребенка растут, он требует, присваивает, разрушает, проверяет силу своих возможностей.

Чтобы понять, почему ребенок стал кусаться, надо оценить ситуацию, в которой это произошло, а также учитывать возраст «хулигана». Причины, по которым кусается ребенок 10 месяцев, будут кардинально отличаться от причин, по которым двух-четырехлетний ребенок начал кусаться. И способы справиться с таким поведением тоже будут разными.

Ребенок кусается: причины

А родители, вместо того чтобы попытаться понять своего малыша и попробовать что-то изменить, возмущенно сетуют: «Мы сходим с ума, мы не знаем, что делать. Мы моем ему зубы мылом, посыпаем язык перцем, наказываем, но никакого результата». Подобное поведение взрослых действительно не оказывает влияния на поведение маленького кусаки. Но ведь это их ребенок, и он совсем не посторонний. Может быть взрослым стоит прислушаться к разуму, а не идти на поводу эмоциональных порывов. Стоит задуматься над тем, почему же он кусается?

Почему ребенок кусается?
Если попытаться найти ответ, можно принять правильное решение как действовать, если малыш кусается.
Бесспорно, кусание — досадный тип поведения ребенка. Утешением может служить лишь тот факт, что такое поведение в большинстве случаев бывает временным и встречается намного чаще, чем можно подумать.

Причины поведения

Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин. Первая — желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира. Младенцы часто кусают разные предметы, соски, игрушки и даже материнскую грудь. Вначале они делают это неосознанно, но затем они все лучше понимают смысл укуса и реакцию, которую тот вызовет у окружающих.

Укусы – это замена

Почему к укусам животных мы относимся более терпимо? Потому что для животного это единственный способ показать свое отношение к определенным совершаемым с ними действиям. Ведь животные не могут говорить. Для ребенка укусы – тоже замена вербального способа выражения отрицательных эмоций. При неразвитой речи в определенном возрасте сложно объяснить, почему ты злишься или обижен, что тебе не нравится, что ты хочешь, чтобы этот малыш вернул твою игрушку, или родители перестали кричать друг на друга. Укусы для малыша в данном случае – способ выражения отрицательных эмоций, более простой, и, кстати, очень действенный способ добиться своей цели.

        Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, проявляет интерес к другим детям, свободно остаётся со знакомыми взрослыми, он в дальнейшем, как правило, без значительных проблем, сможет адаптироваться к условиям детского сада.

        Каждый ребёнок развивается индивидуально. При правильной организации дня, соблюдении режима, малыш 2-3 лет может успешно адаптироваться в детском учреждении                  (в течение 1- 2 недель).

        Самостоятельность малыша - один из залогов успешного прохождения адаптации. Поощряйте его за самостоятельные действия, находите и давайте ему возможность действовать самостоятельно.

        Наступает момент непосредственного посещения детского сада. Родителей часто охватывает тревога и волнение за сына или дочь, пришедшего в детский сад, что передаётся и негативно сказывается на поведении малыша в группе. Успокойтесь не переживайте и с улыбкой передайте ребёнка воспитателю.

        Следует приводить малыша в ДОУ на кратковременный срок до 2-3 часов, примерно первую неделю. Прощаясь, скажите ему: «Я люблю тебя, мой хороший!». Прощание не должно быть долгим, но как ритуал, например, поцелуй в щеку, объятия. Если расставание с мамой очень трудно, то пусть ребёнка отводит в детский сад менее значимый для него человек из семьи, бабушка или тетя, с ними ему легче будет расставаться. Как правило, часто  после ухода родителей, дети сразу успокаиваются и играют спокойно со сверстниками, общаются с воспитателем.

  1. В первую очередь постарайтесь вовремя предупредить «руко- и зубоприкладство» со стороны ребенка. Когда вы видите, что малыш начинает нервничать и сердиться - отвлеките его чем-нибудь, предложите поиграть в другую игру или прогуляться в магазин, например.

  2. Если предупредительные меры не помогли, вам нужно остановить приступ агрессии. Крепко обнимите ребенка. Не схватите, не скрутите – обнимите.

  3. Опуститесь до его уровня и смотрите в глаза.

  4. Расскажите ему о его чувствах: «Ты не хочешь уходить с площадки (отдавать игрушку и т.п.). Я тебя понимаю». При этом ваша фраза должна звучать утвердительно и обозначать эмоциональное состояние ребенка. Покажите малышу, что понимаете его, ведь цель таких действий ребенка – показать свое чувство. И если она достигнута – продолжение агрессии бессмысленно.

  5. Если малыш причинил вам боль – скажите об этом. Формулируйте фразы безлично. Не «сколько ТЕБЕ говорить, что драться нельзя», а «Мне очень больно. Я сержусь, когда кто-то меня бьет или кусает».

Приучайте ребенка к ласковым действиям во время игр. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно.

Отвлеките ребенка, которого начинает раздражать игра, например, потанцуйте. Или же поделайте что-то успокаивающее, например, почитайте или соберите пазл.

Поговорите с другими родителями, чтобы узнать, есть ли у них такие же проблемы с детьми. Если да, то как они реагируют на это поведение? Считают ли пресечение подобного поведения своей обязанностью? Если кусание — не только что возникшая проблема, то пообщайтесь с другими людьми, принимающими участие в воспитании вашего ребенка: учителями, воспитательницами, нянями, родителями его друзей. Замечают ли они такое же поведение? Если ваш ребенок кусается только на чужой территории, то чем отличается окружение в тех местах от домашнего? Мог ли он приобрести эту привычку в школе, садике или во дворе? Чувствует ли он себя расстроенным, незащищенным или обеспокоенным в этом окружении? Можете ли вы внести какие-либо изменения в окружающую ребенка обстановку, чтобы исключить подобное поведение?
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
1. Как вы обычно реагируете в ситуации, когда ваш ребенок кусается? Как вы думаете, почему это не срабатывает? Обратитесь к шагам 1 и 2 для применения более эффективных способов реагирования. Подумайте, что вы предпримете, чтобы в следующий раз, когда ваш ребенок начнет кусаться, вы были готовы действовать согласно вашему плану.
2. Обратитесь к шагу 3. Есть ли поведение, которому ребенок может научиться, чтобы заменить кусание? Если да, то подумайте, как и когда вы начнете учить его этому новому качеству.
3. Обратитесь к шагу 4. Понаблюдайте за своим ребенком, чтобы определить, существуют ли у него какие-либо соответствующие поведенческие паттерны*. Оцените его настроение перед тем, как он начинает кусаться. Может быть, он скучает, расстроен, возбужден, устал, голоден, испуган, перегружен или что-нибудь еще? Как только вы определите, почему он кусается, составьте план по ограничению факторов, провоцирующих такое поведение. Например, если у него возникают сложности в большом коллективе, ограничьте его общение меньшей группой, пока он не адаптируется в ней, или ограничьте количество детей, одновременно приходящих к вашему ребенку поиграть.
4. Записывайте, как часто ваш ребенок кусается, чтобы убедиться, что количество укусов уменьшается. Если вы постоянно используете технику для пресечения агрессивного поведения, но оно продолжается, попробуйте проконсультироваться у профессионала, особенно если ваш ребенок школьного возраста.

*Паттерн (от англ. pattern— выкройка, узор)— повторяющаяся модель индивидуального реагирования. — Прим. ред.

Купить длинный багетный батон и играть, кто больше откусит от него кусочков. Съеденные кусочки не считаются.

Для совсем маленьких малышей можно использовать детские прорезыватели для зубов, которые малыш имел бы возможность кусать.

Помните, что все игры необходимо проводить вместе с малышом, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них – когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет. И помните: если малыш дерется или кусается слишком часто, стараясь сделать каждую свою атаку еще болезненней, и никакие Ваши усилия не помогают это исправить, Вам необходима семейная консультация. И скорее всего помощь потребуется всей семье.

Еще вот какой есть вариант поведения мамы для пресечения проявлений детской агрессии:

Не спускайте глаз со своего ребенка, если он кусается и дерется, когда он играет с другими детьми, и дайте другим мамам знать, чтобы они тоже были начеку. Если ваш ребенок укусил или стукнул другого ребенка, немедленно разведите детей и изолируйте обидчика на некоторое время, чтобы он подумал над своим поведением. Усильте действенность наказания соответствующими наставлениями: «Если ты кусаешься, это больно, а больно делать нельзя, и вот мы сейчас будем сидеть на стуле и думать, почему ты не должен кусаться». Если ребенок умеет говорить и достаточно много понимает, вытяните из него: «Прости меня». Нужно, чтобы ваш ребенок усвоил связь между укусом и немедленным удалением с места преступления.

Наверх