» » Неуверенный в себе ребенок

Неуверенный в себе ребенок

Неуверенный в себе ребенок Материнство

Дети бывают всякими: хулиганистыми, непослушными, покладистыми, отчаянными, артистичными, но я хотела бы остановится на том случае, когда ребенок растет неуверенным в себе.

Прежде всего, хотелось бы заметить, что не все родители замечают в поведении своего ребенка нотки неуверенности. Не все могут распознать ситуацию, когда необходима корректировка и помощь. Причина в том, что неуверенность в себе часто скрыта за другими качествами. Это в первую очередь агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость.

В младшем возрасте это проявляется элементарно: например, Артем рисует, у него не получается, он рвет тетрадку, разбрасывает карандаши. Аня играет в куклы, платье не хочет одеваться а пуговки застегиваться, кукла летит в угол.


  • Frank11, Shutterstock.com


  • Paul B. Moore, Shutterstock.com


Frank11, Shutterstock.com


Paul B. Moore, Shutterstock.com

    Неуверенность напрямую связана с самоотношением или, другими словами, образом самого себя. Понятно,  что неуверенные люди оценивают свои способности и возможности ниже, чем они есть на самом деле. Они могут быть недовольны своей внешностью, хотя в реальности она может быть замечательна. Им будет трудно вступить в близкие отношения, потому что будет мешать чувство собственной малоценности. Какие чувства будут сопровождать их жизнь? Тревога, сомнение, стыд, вина, печаль.

    Вы можете  спросить, если общая картина неуверенности настолько мрачна, как будут учиться неуверенные школьники? Наверное, плохо? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Есть неуверенные дети, которые стесняются отвечать на уроках,  пасуют перед любыми трудностями и действительно учатся ниже своих возможностей. Но есть и другие неуверенные, которые блестяще успевают, для которых величайшим страхом является помарка в тетради, ошибка, невыученный урок, четверка.  Да, они учатся хорошо. Но ценой сильнейшего внутреннего напряжения, а часто и заболеваний.

    Часто ли мы встречаемся с неуверенными людьми? Чаще, чем думаем, поскольку неуверенность может надевать различные одежды.    

Вопрос 2

Отвечает психолог Галина Данилкина

    Все предыдущие рекомендации остаются в силе. Чем чаще ребенок будет испытывать положительные эмоции в связи с собственными успехами, тем вероятнее у него будет формироваться положительная самооценка. Во время игры "детский сад" ребенок может поделиться с Вами чувствами, которые он подавляет или даже не осознает. Возможно, малыш не нашел контакт с воспитателем или испытывает затруднения во взаимодействии со сверстниками. Ведь если бы у ребенка был друг, то наверняка он обратил бы внимание на "скромные" просьбы Вашего сына пропустить его вперед.
В связи с описываемой Вами ситуацией возникают вопросы: "Знает ли воспитатель об особенностях Вашего ребенка - в частности, о плохом зрении?", "Почему воспитатель не обратил внимание на то, что некоторые дети - и уж тем более если только один ребенок - оказались вне зоны общения?" "Обсуждали ли Вы эту ситуацию и свои чувства, а также чувства Вашего ребенка с воспитателем?" "Обсуждали ли Вы данную ситуацию с ребенком, предлагали ли способы решения возникшей проблемы?"
Ребенок слишком мал, чтобы нести полную ответственность за произошедшее. Вы ждете от него активности в отстаивании собственных интересов, но в данном случае возникает вопрос о педагогическом такте и чуткости взрослых, которые его окружают... о нравственной стороне воспитательного процесса в образовательном учреждении - ведь настоящий педагог формирует у детей чувство эмпатии или сопереживания другому человеку, внимание к переживаниям и просьбам окружающих - даже на Празднике!
И по поводу травмы... Определить степень тяжести и возможные последствия должны специалисты, а для нас важна "эмоциональная подвижность" ребенка и Ваше эмоциональное состояние, а Вы указываете на нестабильность, возможно, была и непоследовательность в воспитательных отношениях... Кроме того, у некоторых родителей подобные ситуации вызывают сильное чувство вины, которое они пытаются заглушить повышенным вниманием к ребенку... Отсюда, гиперопека тоже не способствует формированию самостоятельности и настойчивости.

   И еще одно. Разумеется, определить тип темперамента Вашего ребенка заочно весьма затруднительно. Но судя по тому, что Вы пишете - подходит взвешенно к решению вопросов, "думает" - как раз характеризует одну из особенностей флегматического темперамента. Холерики и сангвиники скорее импульсивны, они сначала совершают поступки, а потом их оценивают. Также холерики и сангвиники являются экстравертами, т.е. предпочтение отдается социальному окружению и внешней активности, а не богатству внутреннего мира и созерцанию. Хотя, безусловно, каждый человек представляет собой некую "смесь", соотношение различных типов темперамента, какие-то черты выражены более, какие-то - менее. Мне лишь хотелось подчеркнуть, что "плохих" темпераментов не бывает и "флегматичность", так же как и "меланхоличность" - это лишь особенности конкретного человека, которые стоит учитывать...

Нерешительность помогает нам лучше сориентироваться и в других ситуациях – ситуациях, в которых могут произойти изменения.  Факт возможных изменений вызывает у нас некоторую неуверенность и  беспокойство, ведь пока событие не наступило, мы не можем  на все 100 процентов предвидеть его  ход и последствия. Поэтому  мы начинаем «прикидывать», как все может случиться и как нам лучше действовать в тех или иных обстоятельствах. Таким образом, наша неуверенность, как и в случае с незнакомой ситуацией, «страхует» нас от возможных неприятностей и неожиданностей. Именно благодаря ей мы, например, берем зонтик и теплые вещи, хотя собираемся ехать на юг.

Поясним это на примере. Ребенок играет во дворе с другими детьми, когда между ними возникает конфликт, он обращается к маме за помощью. В ситуации, когда дети играют под присмотром родителей, такое обращение вполне нормально, оно негативно не оценивается и взрослые, как правило, приходят на помощь детям.  Совсем по-другому к такому способу поведения будут относиться в детском саду. Обращение к воспитателю по поводу детского конфликта часто воспринимается и детьми и самим воспитателем, как ябедничество и порицается. Полученный противоречивый опыт  вызывает у ребенка неуверенность: как же себя вести, если этот правильный способ поведения иногда бывает вовсе  неправильным?  бывает так, что если это «правильно» ограничивается только одним единственным способом действия, в других ситуациях, при других обстоятельствах  оно оказывается совсем неправильным. Например,  для того чтобы правильно собрать пирамидку, можно определять какое из колец больше не только, прикладывая их друг к другу, но и «на глазок»; для того чтобы дружно играть можно поделиться своей игрушкой, а можно «посчитаться», кто с ней будет играть и т.п. Знание различных вариантов возможного поведения, делает нас более независимыми от вероятных неожиданностей, а, следовательно, и более уверенными. Это особенно важно для дошкольников,  у которых возможность «проигрывать» различные ситуации в уме только начинает складываться, а поэтому они не могут, как взрослые, заранее подготовить себя к возможным переменам ситуации. Помимо этого у дошкольников есть еще одно «слабое место», связанное с их возрастными особенностями. Дошкольный возраст – возраст овладения детьми норм и правил познавательной деятельности, общения, взаимодействия. Они очень гордятся тем, что все делают правильно. Но порой хорошо бы, чтобы он знал не один единственный, а несколько способов решения проблемной познавательной задачи или  поведения в ситуациях общения и взаимодействия.. Например, когда взрослый говорит ребенку: «надо слушаться взрослых», необходимо объяснить ему, что слушаться надо только знакомых.  Для того, чтобы дошкольник чувствовал себя уверенней в разных ситуациях, взрослый разъяснял ему в каких конкретных ситуациях так лучше всего поступать. Более того, если это нужно,  помогать ему  определиться с ними. Такое внимание и поддержка снимает тревожность, создает чувство безопасности, уверенность ребенка в том, что он может действовать самостоятельно. Но, пожалуй, самое главное для того, чтобы ребенок уверенно действовал в  различных ситуациях − это понимание им, как лучше всего поступить. Здесь мы мало  сможем ему помочь только рассказами о том, что следует делать. Как надо действовать, вести себя в разных ситуациях ребенок узнает, а главное, лучше запоминает, в непосредственном опыте, часто путем «проб и ошибок» или, наблюдая за тем, как  поступают  другие. Если речь идет о познавательных ситуациях, все  достаточно просто и понятно: лучший способ находится и запоминается в процессе занятий  с ребенком.  А как быть с ситуациями общения и взаимодействия? «Прожить» такие ситуации, прочувствовать, какой способ действия более эффективен для достижения желаемой цели, помогут сюжетно-ролевая игра или игра-драматизация. Ведь недаром именно игровые приемы наиболее часто применяются в работе с неуверенными людьми. Для того, чтобы ребенок потом мог успешно использовать те или иные способы действия, необходимо, чтобы внимательным к желаниям самого ребенка, дать ему возможность сориентироваться в ситуации. Также необходимо быть не торопить ребенкаИтак, чувство неуверенности помогает нам в незнакомых или изменяющихся ситуациях выбрать наиболее оптимальные способы действия. Как же необходимо взаимодействовать с ребенком для того, чтобы это полезное чувство не превратилось в свою противоположность, негативно сказывающуюся на эффективности деятельности? Конечно же, необходимо терпение, которое поможет нам

− когда взрослые учат ребенка совершенно противоположным способам. Противоречивость таких способов не помогает, а мешает ребенку, она его дезориентирует, и становится причиной его неуверенности. Например, мама объясняет ребенку, что в детском саду нужно не ссориться с другими детьми, играть дружно. Папа же настаивает на том, что «настоящий мужчина» никому не уступает и должен уметь постоять за себя. Другой пример. Ребенок ходит в детский сад, и на дополнительные занятия по подготовке к школе. В детском саду его учат «детским» способам познавательной деятельности, на занятиях по подготовке к школе − школьным. В итоге, в обоих этих случаях ребенок опять таки  начинает чувствовать себя весьма неуверенно.  Причиной его  неуверенности становится то,  что противоречивые способы действия задаются значимыми, любимыми и  уважаемыми им взрослыми, а поэтому они воспринимаются ребенком как одинаково правильные. И перед ним встает проблема выбора: какой способ действия выбрать?«оборотной стороне» такой вариативностиГоворя о пользе знания нескольких возможных способов действия в одной и той ситуации, необходимо сказать и об

Если взрослые обращают внимание только на результаты ребенка, а не на попытки его достигнуть, то в дальнейшем ребенок может испытывать трудности при выборе того или иного способа действия, т.к. у него не сложились  четкие представления об их результативности. Уже говорилось о том, что для уверенности ребенка необходимо предоставлять ему самостоятельность (конечно же в рамках его возможностей). Естественно, когда ребенок пытается что-либо достигнуть самостоятельно, он может совершать ошибки и не достигать желаемого результата. Не следует его за это корить,  самим исправлять ошибки или делать что-либо за ребенка. Проанализируйте вместе с ребенком ситуацию, выясните, что он хотел, обсудите, что он делал не так, и вместе найдите более оптимальный способ. Тогда в дальнейшем ребенок будет знать не то, что «он этого делать не умеет», а то «как это надо сделать». Но обращать внимание следует не только на ошибки ребенка, но и на его успешные действия, подчеркивая, что именно благодаря им он смог достигнуть желаемого. то, как они реагируют на его действия., но и взрослыхне только противоречивые требования со стороны неуверенности ребенка могут приводить К

Третья причина.

Неуверенность в себе, внимание к собственным недостаткам и невнимание к своим способностям, низкая самооценка – часто идут рука об руку и берутся из семейной ситуации в детстве. С другой стороны, тут есть опасность обвинить во всех бедах родителей, мол, меня так воспитали: не хвалили, критиковали, не давали возможности проявить самостоятельность. Перекладывая ответственность за свои проблемы на других людей, которые к тому же не могут сейчас ничего изменить (воспитывали, как умели и как могли в тех обстоятельствах, вернуть все на десять-двадцать-тридцать лет назад и сделать по-другому не в их силах), мы не становимся ни увереннее, ни самостоятельнее, ни счастливее. Поэтому давайте признаем очевидное: детство кончилось, родители свою воспитательную работу завершили. Наверное, было всякое – и плохое, и хорошее. Обратим внимание именно на радостные моменты (в виде исключения) и поблагодарим за них. И пойдем дальше, в соответствии с собственными планами и целями. Если пока ни планов, ни целей, сосредоточимся на том, чтобы обзавестись ими. Этого за нас никто не сделает. Или цели будут не нашими.

Кстати, неуверенность в себе, это не всегда и не для всех плохо. Стопроцентная уверенность – это когда я все знаю о мире и о себе и все умею. Куда же тогда двигаться дальше?

Если неуверенность в себе мешает Вам жить, если Вы хотите избавиться от нее и стать хозяином самому себе, то наши высококлассные специалисты помогут Вам в этом:

Когда малыш провинился, делать замечания следует только без свидетелей, чтобы малыш не оказался в глупом положении. Ребенок станет увереннее, если будет уметь отстаивать свое мнение. Но чтобы малыш научился это делать, родители должны интересоваться мнением ребенка и уважать его.


Очень часто родители даже не догадываются, что пытаются повысить самооценку своих детей при помощи материальных вещей.


Психологи  провели исследование, в котором участвовало 250 детей и подростков 8-18 лет. Эксперты попросили их составить коллаж из слов и изображений на тему «Что делает меня счастливым». Оказалось, что дети с более низкой самооценкой выбирали определенные предметы, например, новые гаджеты или одежду. Участники с более высокой самооценкой выбирали слова и картинки с нематериальными составляющими.


Подтверждают результаты исследования и маркетологи: существует прямая связь низкой самооценкой и зависимостью от брендовых товаров. И чем меньше ребенок/подросток уверен в себе, тем сильнее эта зависимость. Так что, если ребенок просит купить Вас на Новый год дорогую игрушку, знайте, что таким образом он хочет получить дозу самоуважения.

Также помочь ребенку сблизиться с ровесниками и стать авторитетнее в их глазах помогут интересные праздники, организованные в его честь. К примеру, устройте ему незабываемый день рождения, пригласив на него всю детвору. Причем пусть развлекают детей профессиональные аниматоры, одетые в костюмы любимых героев фильмов или мультиков. И последний совет: никогда не жалуйтесь на проблемы при ребенке, не принижайте свои достоинства и не ругайте свою жизнь. Малыш ведь во всем нас копирует!

Наверх