» » Завышенная самооценка у ребенка

Завышенная самооценка у ребенка

Самооценка ребенка: как правильно расставить акценты?. Статьи. Статьи о здоровье и семье

Все родители хотели бы видеть в своем ребенке не только Уверенного, Здорового, Счастливого, но и Вежливого человека, не так ли?


Только человек с адекватной самооценкой способен достичь гармонии в отношениях с окружающими, добиться жизненных успехов и при этом чувствовать себя счастливым.


Формирование самооценки происходит еще в раннем детстве и зависит от семейной атмосферы, в которой растет ребенок. Как правило, у вечно недовольных родителей, занятых только собственными проблемами, дети имеют заниженную самооценку. В любящей семье, напротив, малыша холят и лелеют, подмечают каждый его шаг, хвалят за достижения. Естественно и нормально, что в ответ на это у ребенка раннего возраста формируется завышенная самооценка.

Самооценка детей среднего школьного возраста характеризуется умением адекватно оценивать себя: успехи, поражения, качества характера. Мнение родителей и учителей отодвигается на задний план, уступая мнению сверстников. Больше всего ученика этого возраста беспокоят вовсе не оценки, а коммуникативные качества, взаимоотношения с одноклассниками. Задача родителей здесь — помочь ребёнку познать себя, создав условия для раскрытия его талантов и сильных сторон характера. Важно также поддержать интерес подростка к учёбе. Помните, что жёсткий контроль снизит самооценку школьника. Нужно позволить ребёнку самому контролировать свой образ мышления и поведения.

Самооценка старшеклассников неустойчива. Старшие школьники становятся чрезмерно ранимыми и чувствительными к критике. Они заняты поиском себя, многие из них недовольны внешностью, у некоторых из них есть романтические переживания, что может стать причины снижения самооценки. Здесь важно родителям выдержать определённый такт и объяснить сыну или дочери, что излишняя самокритика пойдёт только во вред. Подростка лучше не сравнивать со сверстниками, а поддержать на пути становления и самовыражения.

Старшие школьники чрезмерно ранимы и чувствительны.

«Совет. Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс».

Если хвалить, то правильно

2. Метод «позитивных ожиданий».

Формируем адекватную самооценку ребенкаКогда вы говорите своему ребенку, «я верю, что у тебя получится, «со временем ты сделаешь это лучше» — вы подвигаете его поверить в себя. Вы рождаете в нем желание приложить больше усилий, чем было бы в случае, если бы ребенок не слышал этих слов вашей поддержки.

Здесь есть важный момент. Ни в коем случае метод «позитивных ожиданий» нельзя путать с методом «завышенных требований». Если ребенок чувствует ваш нажим, ваше категоричное ожидание от него выдающихся успехов, как условие того будете вы им довольны или нет,  – это скажется обратным образом на его достижениях.

Постарайтесь донести до ребенка тот факт, что вы его любите, гордитесь им при любом раскладе, не зависимо от его успехов или неудач.

3. Семейная демократия.


К концу начальных классов самооценка
снижается.

Подростковый возраст.


Для подросткового возраста характерны
колебания и снижение уровня самооценки.
Поведение и самосознание ребенка во
многом зависит от внешних оценок. Иногда
случайная фраза, комплимент или насмешка
приводит к заметному сдвигу в самооценке.


Подросток, со своей метущейся душой,
пытается понять себя и открыть в себе
все новые и новые черты. Проявляется
интерес к своим личностным качествам,
своим переживаниям, ребенок как бы
открывает для себя собственный внутренний
мир. Анализируя свои переживания,
поступки и черты, подросток стремится
понять, какой он есть на самом деле и
каким он хотел бы быть, познать себя ему
помогают друзья – сверстники, в которых
он смотрится, как в зеркало, в поисках
сходства и отчасти близкие взрослые.

Важное место в самооценке
подростка занимает образ физического
«Я».
Интерес к своей
внешности резко повышается из-за ее
изменения. Бурный рост, появление
вторичных половых признаков, подростковая
неуклюжесть, угловатость, утрата детской
чистоты кожи – все это вызывает
пристальный интерес и беспокойство.
Представление о своей физической
непривлекательности или даже «уродстве»
могут приводить к возникновению чувства
неполноценности, замкнутости, неврозу.

Люди с завышенной самооценкой

Характеристика завышенной самооценки заключается в том, что люди, страдающие таким «недугом», имеют искаженное, в сторону завышения, представление о собственной персоне. Они, как правило, где-то в глубине души ощущают одиночество и неудовлетворенность собой. У них часто довольно сложно формируются взаимоотношения с окружающим социумом, так как желание видеться лучше, чем они являются в реальности, приводит к надменному, высокомерному, вызывающему поведению. Иногда их действия и поступки бывают даже агрессивными.

Индивиды, имеющие завышенную самооценку, очень любят себя нахваливать, в разговоре постоянно стараются подчеркнуть собственные достоинства, а о посторонних людях могут позволить себе неодобрительные и неуважительные высказывания. Они таким способом самоутверждаются за счет окружающих людей и стремятся доказать всей вселенной, что они всегда правы. Такие люди считают себя лучше всех, а других гораздо хуже них.

Субъекты с завышенным самооцениванием болезненно реагируют на любую, даже безобидную, критику. Порой они ее могут воспринимать даже агрессивно. Особенность взаимодействия с такими людьми содержит в себе требование с их стороны о том, чтобы окружающие постоянно признавали их превосходство.

Завышенная самооценка причины

Климат семьи — индикатор самооценки крохи. Родители должны четко усвоить: самооценка закладывается в детстве. Все зависит от вас, родители, вашего тактичного и психологически грамотного поведения!
В целом для ребенка-дошкольника свойственна скорее завышенная самооценка, завышенные представления о себе и своих возможностях. Это можно считать вариантом нормы. Малыш считает себя центром, вокруг которого все вертится (так называемый детский эгоцентризм). Ведь в детстве крохе жизненно необходимо насытиться любовью, заботой и вниманием окружающих. Именно это прекрасное чувство защищенности любовью поможет ребенку расти и расцветать, чувствовать себя важным, нужным. Только имея положительное представление о себе (а оно формируется в первую очередь самыми близкими людьми) малыш может легко преодолевать трудности и чувствовать себя счастливым. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых — притязание на признание. Стремление к реализации притязаний развивает малыша, делает его совершеннее. Поэтому очень важно, чтобы взрослый выражал уверенность в том, что ребенок обязательно научится тому, что еще пока не умеет, что у него все получится; что он действительно хороший, умный, добрый, честный. Искренняя теплая семейная атмосфера, в которой царят уважение, доверие, понимание, поддержка, чувство психологической защищенности, будет формировать позитивную самооценку у ребенка. Напротив, отрицательный стиль воспитания может стать основой для формирования неадекватной самооценки. И как следствие — негативных вариантов поведения.

Для детей с заниженной самооценкой очень полезно сравнение сегодняшних достижений с успехами «вчерашнего дня». Малейшее изменение к лучшему должно обязательно отмечаться взрослыми. Так вы сможете постепенно пройти с ребенком путь от «неумехи» до «умельца».

 

Методика "Лесенка"
ПРОВЕРЯЕМ САМООЦЕНКУ

Это простой, короткий, но очень информативный тест. Предложите ребенку начертить лесенку из семи ступенек. Затем попросите его поставить себя на одну из ступенек по следующему принципу:

  • на нижней ступеньке стоят самые глупые (нелюбимые, несчастные) дети;
  • на верхней ступеньке – самые умные (любимые, счастливые) дети;
  • на средней – дети, которые бывают иногда умными, а иногда глупыми.

ВЕРХНЯЯ СТУПЕНЬКА

После некоторых раздумий и колебаний ваше чадо ставит себя на самую высокую ступеньку, при этом комментирует свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, не завися- щими от него причинами, считая, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка.
Неадекватно завышенная самооценка.Не раздумывая, ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама оценивает его также, и аргументирует свой выбор со ссылкой на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

ПЯТАЯ ИЛИ ШЕСТАЯ СТУПЕНЬКА

Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший, и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы по меньшей мере к урокам письма; есть проблемы в межличностных отношениях со значимыми взрослыми.
свидетельство заниженной самооценки ребенка.Ступенька 4 –
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю» и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Адекватная самооценка.Обдумав задание, малыш ставит себя на 5-ю или 6-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Он считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬКИ


. По статистике, младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Следует сразу оговориться, что иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три» и т.д.
с низкой самооценкойНа них себя ставят дети


В таких случаях, как правило, через день-другой вы получите от ребенка ответ с положительной самооценкой. Гораздо серьезнее – стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего». «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку, потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа родителей с самими собой: они должны учиться учитывать индивидуальные особенности ребенка. «Я себя поставлю на нижнюю, первую или вторую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол».

Первое, что необходимо сделать родителям, – это выявить вместе с учителем причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и, заручившись помощью школьного педагога-психолога, начать работу по созданию успешной учебной ситуации. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших проблем в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА

У ребенка – резко заниженная самооценка. Маленький человечек, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. Совет для родителей может быть только один: немедленно к психологу!

Методика "Лесенка"
ПРОВЕРЯЕМ САМООЦЕНКУ

Это простой, короткий, но очень информативный тест. Предложите ребенку начертить лесенку из семи ступенек. Затем попросите его поставить себя на одну из ступенек по следующему принципу:

  • на нижней ступеньке стоят самые глупые (нелюбимые, несчастные) дети;
  • на верхней ступеньке – самые умные (любимые, счастливые) дети;
  • на средней – дети, которые бывают иногда умными, а иногда глупыми.

Стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать самостоятельно, решал задачи, опирался на собственные возможности и чтобы он мог гордиться собственными достижениями.

Время от времени хвастайтесь успехами в семье, мамы или папы, пусть ребенок понимает, что есть важны не только его успехи, но и других людей.

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ У ДЕТЕЙ

Наверх