Купить этот сайт

Ллойд де моз психоистория

"Психогенная теория истории" Ллойд де Моз

Психоистория - новая самостоятельная наука об исторической
мотивации. Она убедительно доказывает, что от прогрессивного развития
стилей воспитания детей зависит ход исторического процесса в прошлом,
а так же предлагает методику прогнозирования на ближайшую историческую
перспективу.
Эта книга будет интересна не только историкам,психологам, политологам,
социологам, но и широкому кругу читателей.

1. Психоистория - наука о моделях исторической мотивации, и она основана на
антихолистической философии методологического индивидуализма.

1А. Психоистория - наука, а не повествовательное искусство, как история.

1А.1. Любое психоисторическое исследование должно быть сравнительным и
стремящимся к утверждению закономерностей.
1А.2. Как и любая другая наука, психоистория продвигается вперед благодаря
открытию новых парадигм и пытается их опровергнуть.
1А.З. Психоистория, как и психоанализ, использует в качестве главного инструмента
открытия самонаблюдение исследователя, изучение им собственных эмоциональных
откликов; невозможно что-то открыть "вне", пока не прочувствуешь
это "внутри".

Вот эти предсказания:

1. В 1979 г. доверие американцев к Картеру потерпит крах.

2. Этот коллапс будет сопровождаться мощной групповой фантазийной символикой распада, удушения и смерти как Картера, так и нации.

3. В конце 1979 г. нация потребует у Картера найти способ «унизить другого», на которого можно было бы спроецировать национальный гнев.

4. Этот новый враг, вероятно, будет обнаружен на Ближнем Востоке.

5. Поощряемый к тому, чтобы «стать жестким» с этим врагом, Картер ответит военной акцией, которая, вероятно, приведет к войне.

В этом случае выявляются события, оказавшие травмирующее влияние на формирование исследуемой личности (психотравмы). Для объяснения группового социального поведения выявляется общий для членов группы детский опыт.

В качестве такого опыта рассматривается первобытная история, которой З.Фрейд отводит особенную роль в понимании истории человечества и его настоящего. Концепция праистории изложена Фрейдом в "Тотем и табу", где предложена оригинальная концепция: по аналогии с процессом формирования личности Фрейд реконструирует исторически ранние формы человеческого сообщества (по аналогии с типом взаимоотношений в семье).

4. Для понимания роли исторических событий в народной жизни выявляются их психологические последствия. В жизни человеческого рода тоже имели место события сексуально-агрессивного содержания, оставившие по себе стойкие забытые следы, которые после достаточно долгого латентного периода оказали свое воздействие и вызвали к жизни феномены, аналогичные по структуре и тенденции невротическим симптомам.

З.Фрейд рассматривает религиозные феномены как симптомоподобные последствия таких событий. Сходство бредовой идеи и возвратившегося фрагмента прошлого приводится в качестве доказательства этой гипотезы: "в бредовой идее кроется фрагмент забытой истины, неизбежно извращенной и недопонятой при своем возвращении в сознание, и что навязчивая убедительность, окружающая бредовую идею, исходит от этого зерна истины, распространяясь и на наслоившиеся заблуждения. Подобную истину, которую можно назвать исторической, мы и должны признать за положениями религиозной веры" (4, с.209).

Исторические события в жизни народа имеют психологические последствия (подобно травмам раннего детства), обусловливают психологические тенденции в жизни народа, социальной группы (подобно невротическим симптомам) и формируют народный характер. В религиозных, этических и политических идеях находят свое выражение забытые переживания и события прошлого ("историческая истина"), неизбежно приобретающие извращенный и искаженный характер.

В жанрепсихобиография – основоположник Фрейд – наиболее ярко и последовательно воплощается идея соотнесения истории человечества и отдельной личности в жанре.

1910 г. опубл. первое в психологии психобиографическое исследование З.Фрейда "Леонардо да Винчи" (1910), в котором продемонстрированы возможности психоаналитического метода для изучения биографии.

Впоследствии психобиографическое направление становится наиболее популярным жанром американской психоистории.

В этом жанре: З.Фрейда, У.Буллит (историк) "Томас Вудро Вильсон. 28 президент США. Психологическое исследование" (1932),

Э.Эриксон "Юность Лютера" (1958), "Истина Ганди" ( 1969) .

Психобиография - психологическое исследование жизненного пути исторического деятеля.

Цезарь, Бисмарк, Кромвель, Наполеон, Робеспьер, Адамс, Вильсон, Линкольн, Лютер, Ленин, Троцкий, Сталин, Мао Цзе Дун, Гитлер, Ганди,- далеко не полный список исторических личностей, жизнь и деятельность которых подверглась психобиографической реконструкции.

Объект психобиографического исследования – исторический деятель, его биография,

В начале 40-х годов XX века вычленяются специальные научные дисциплины, которые изучают взаимодействия исторического и психического, личности и истории: французская историческая психология и американская психоистория. Теоретической и методологической базой этих дисциплин являются уже известные психологические теории и методики, а также специфические для данных дисциплин концепции (например, концепция исторического персоногенеза И. Майерсона). Для историко-психологической интерпретации индивидуального и группового поведения психоисторики чаще всего используют психоаналитические концепции. Более того, Р.Бинион, П.Левенберг, Б. Мэзлиш, Э.Эриксон считают, что у психоанализа и истории единый предмет исследования: история изучает прошлые человеческие действия , а психоаналитики -настоящие действия, но ищут их мотивацию в прошлом своих пациентов.

Ллойд Демоз, один из организаторов и теоретиков психоисторических исследований в США, не разделяет такую точку зрения и считает, что для решения проблемы исторической мотивации необходима особая методология , основанная на уникальном сочетании исторических документов, опыта клинической психиатрической практики и собственного эмоционального опыта исследователя. (Л. Демоз, 2000).

2Г.1. Идея Фрейда, состоящая в том, что цивилизация развивается благодаря
"постепенному отказу от инстинктов", справедлива с точностью до
наоборот. Цивилизация развивается через постепенное принятие потребностей
детей, что позволяет им расти, не приобретая защитные механизмы, уродующие
личность.
2Г.2. Идея Гегеля, заключающаяся в том, что история - это "обретение
человеком своей собственной природы", несколько ближе к истине, но
лишь потому, что каждое поколение пытается помочь своим детям обрести собственные
желания. Следовательно, новые ценности возникают эволюционно, а не телеологически.

3. Появление новых психогенных стилей дает новые психоклассы, которые представляют
угрозу групповым фантазиям предыдущих психоклассов. Возникновение новых психоклассов
выражается периодами бунта, триумфа и реакции.

ЗА. Групповые фантазии формируются индивидами как защита от детских страхов,
каждый индивид играет в них
свою роль.

ЗА.1. В группах интрапсихические защитные механизмы неэффективны, и им
на смену приходят групповые фантазии, имеющие свойство регрессировать к
детским травмам.
ЗА.2. Чем больше группа, тем большая регрессия в детство ей грозит, тем
к более раннему периоду жизни относится источник групповой фантазии, и,
тем, следовательно, примитивнее причина раскола.
ЗА.З. В группе человек не становится животным - он становится испуганным
ребенком.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

. Child Rearing in Certain
European Countries // American Journal of Orthopsychiatry. N 19. 1949.Ruth B22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Однако, и сейчас в разных странах и в разных семьях встречаются установки на то, чтобы как можно раньше приучить ребёнка к туалету, чтобы он доставлял как можно меньше неудобств, и чтобы родители могли его контролировать.

Так, в некоторых европейских странах сейчас стараются приучить ребёнка к туалету даже в 6 месяцев.

В этой связи я вспоминаю ремарку своего преподавателя по психотерапии (который, собственно, и познакомил меня тогда с  психоисторией), что раннее приучение к горшку и произвольному мочеиспусканию может в будущем во взрослой жизни привести к ослаблению сексуальных переживаний во время интимной близости. Так как, приучаясь к туалету слишком рано, ребёнок вынужден напрягать мышцы таза, которые ещё не подготовлены к этому, и впоследствии это напряжение может сохраняться на всю жизнь.

5 стиль воспитания – социализирующий.

(с XIX по середину XX века)

Суть.

Поскольку проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении его волей, сколько в тренировке ее, направлении на правильный путь.

Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют

До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель, этот стиль отношений стал основой всех психологических моделей двадцатого века - от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма.

Особенно это относится к модели социологического функционализма. В девятнадцатом веке отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием.

5. Социализирующий стиль (XIX век - середина XX). Поскольку проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении его волей, сколько в тренировке её, направлении на правильный путь. Ребёнка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель, этот стиль отношений стал основой всех психологических моделей двадцатого века - от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма. Особенно это относится к модели социологического функционализма. В девятнадцатом веке отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием.

Lloyd deMause (ch. 1-7)

1991, 1998, Lloyd deMause (ch. 8-10)

перевод: Шкуратов А. В.

оформление издательства «Феникс»

5. Группы вызывают в своих членах "состояние фетальиого транса",
пробуждая особые физические воспоминания о внутриутробной и перинатальной жизни.

5А. По Аристотелю, человек - политическое животное. Причина заключается в
том, что большинство цивилизованных людей, только живя в группе, могут восстановить
контакт с подавленными фетальными эмоциями.

5Б. Лишь в состоянии фетального транса индивиды способны сформировать групповую
фантазию, которая подчиняется следующим специфическим правилам фетальной
жизни:
5Б.1. По мере роста все более ощущается недостаток места, и требуется все
новое физическое пространство, которое приобретается через расширение территории
(даже если каждому дураку ясно, что такое расширение встретит противодействие,
которое сведет на нет результаты роста группы).
5Б.2. Другие группы рассматриваются как питающая мать или как высасывающая
кровь, отравляющая плацента (даже если каждому очевидно, что любая группа
состоит из индивидов, которые относятся к вам по-разному, со всеми оттенками
отношений).
5Б.З. Суть отношения к питающей плаценте - это благоговение перед ее "могучим
потоком" (даже если на самом деле он вам вредит).
5Б.4. Суть отношения к высасывающей кровь, отравляющей плаценте - ответное
стремление сосать из нее кровь и отравлять ее (хотя бы это и повлекло вашу
собственную смерть в качестве возмездия).
5Б.5. Первоначальная цель любой группы - сохранение чрева-среды, хотя бы
и ценой жизни индивидов, составляющих группу (даже если бы на войне погибло
большинство американцев, этого стоило бы сохранение "того, что для
нас символизирует Америку").
5Б.6. "Оболочка" группы-чрева полностью определяет отношения с
событиями индивида, находящегося внутри (даже если в соседней стране разразится
эпидемия, на первой полосе своей утренней газеты вы все равно найдете описание
того, что ест на завтрак ваш лидер).
5Б.7. Индивиды связаны с лидером пуповинами, посредством которых то лидер
питает индивидов, то наоборот (если лидер будет полностью бездействовать
или даже вредить группе, ему все равно будут оказывать уважение и доверять
руководство).
5Б.8. Группы связаны пуповинами с другими группами, плацентами, и вынуждены
отчаянно бороться за "жизненность", проистекающую из их взаимоотношений
(даже если на двух группах благотворно скажется двустороннее сокращение
вооруженных сил, они не смогут его осуществить, потому что это повлияет
на "баланс сил", а следовательно, необходимо "предотвратить
поворот событий", чтобы "система не утратила жизненность").
5Б.9. Любой непорядок в чреве-среде - это всегда вина отравляющей плаценты,
и в ответ на нее начинает "оказываться давление" специально, чтобы
навредить (даже если это действительно вызовет враждебность соседей).
5Б.10. Когда групповая фантазия невредимого чрева-окружения терпит неудачу
("ткань общества растягивается и рвется"), группа начинает неотвратимо
скатываться к групповой фантазии войны-рождения (даже если в этот момент
объективные причины для войны минимальны).
5Б.11. Во время осуществления групповой фантазии войны-рождения группа нагнетает
в плаценту-лидера ощущения переполненности, удушья, угрозы голодной смерти
(даже если при этом в стране превосходные экономические условия).
5Б.12. Группа начинает войну, чтобы преодолеть ужас беспомощного положения
ребенка, попавшего в ловушку - родовой канал. С этой целью устраивается
са-домазохистская оргия, в ходе которой "пробивается путь наружу"
из материнского тела (несмотря на то, что в большинстве случаев наиболее
логичный способ устранения военной угрозы - просто ничего не предпринимать,
насильственные действия никогда не удается предотвратить).
5Б.13. Когда группа окунается в войну-рождение, соседи тоже чувствуют себя
втянутыми в схожее состояние фетального транса (котя американцы и понимают,
что европейские войны лишены разумного начала, они все же чувствуют на себе
действие "непреодолимой силы", стоит только войне начаться, и
тоже с головой ныряют в процесс переживания заново собственного рождения).
5Б.14. После успешного завершения войны группа чувствует себя "возродившейся"
и переживает период оптимизма и энергичного сотрудничества, который расценивается
как "лучшие годы нашей жизни" (хотя на самом деле экономика при
этом истощена).

5В. Степень погружения группы в состояние полного фетального транса определяется
способностью текущей групповой фантазии создать такую иллюзию невредимого
чрева, которая защитит от травм детства.

Наверх