Купить этот сайт
» » Девочка ведет себя как мальчик

Девочка ведет себя как мальчик

Моя дочь ведет себя, как мальчик.

Моя дочь ведет себя, как мальчик.

Добрый день, Юлия!

Мне 39 лет. У меня не получается построить счастливую семью. Отношения развиваются все время по одному и тому же сценарию,Также меня очень волнуют мои взаимоотношения с дочерью. Ей 15 лет,

В системе современного дошкольного воспитания, несмотря на то, что ежегодно разрабатывается и апробируется большое количество новых комплексных и предметно ориентированных программ ("Радость", "Золотой ключик", "Радуга", "Развитие", "Дошкольный проект Сороса", "Дом радости", "Детство" и др.), остаются "белые пятна", в отношении которых практически нет рекомендаций и пособий. Восполнение этого дефицита относится на счет индивидуальной инициативы воспитателей, консультирующих психологов-практиков или родителей, что далеко не всегда оправдано.

Одним из таких белых пятен, на наш взгляд, является проблема психосексуальной идентификации и психосексуального воспитания старших дошкольников. У ребенка к 6 годам под влиянием соответствующих образцов и стратегий родительского поведения должна сложиться характерная направленность в отождествлении (идентификации) себя со взрослыми (прежде всего родителями) того же пола, что и он, которая будет определять его психологические и сексуальные особенности, социальное и межличностное поведение по мере взросления [В.Е.Каган, 1991; Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, 1988]. Психосексуальная идентичность создается за счет взаимодействия многих факторов: идентификации со взрослым и имитации его поведения; соответствующего внушения со стороны взрослого (родители информируют ребенка о том, что он (она) мальчик (девочка) и о соответствующих полу стереотипах поведения: "не плачь, ты же мальчик, будущий мужчина, а мужчины не плачут", "девочки должны быть аккуратными" и т.п.); поощрения за соответствующее полу поведения и порицания за несоответствующее; обучения стандартам поведения своего пола и т.д. Примерно с 2-х лет ребенок уже знает, кто он -- мальчик или девочка, хотя эти категории еще слабо наполнены содержанием, сравнивает себя с другими детьми по внешним признакам (одежде, прическе, игрушкам), узнает пол на изображениях людей и т.д., а к 5-6 годам образуется уже достаточно устойчивая система "роль/идентичность", и различия в поведении, высказываниях, самоотношении детей разного пола должны быть заметны.

Однако уже в дошкольном возрасте отмечается несовпадение половой принадлежности и полового поведения. Из-за ошибок или небрежности воспитания в наличных социальных условиях семьи ребенок утрачивает систему психосексуальных ориентиров и начинает отдаляться от стандартов половых ролей, соответствующих его полу. Проблема психосексуальной идентичности особенно остро стоит для тех детей, которые воспитываются в неполных семьях (как правило, с одной матерью (реже -- отцом) или матерью и бабушкой по материнской линии) или семьях с искажением психосексуальных ролей (например, властная и энергичная бабушка выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая силу, власть, наказания и ответственность за принятие семейных решений, а мать (а в ряде случаев и отец) ребенка психологически уравнены с ним в позиции "ведомых"). Здесь дети, не имея необходимого психосексуального образца, вынуждены отождествляться с ролями и образцами противоположного пола (например, мальчики -- с матерью), что приводит к тому, что в будущем для них могут оказаться затрудненными межличностные контакты со сверстниками своего и противоположного пола, поиск интимного партнера, отношения с собственными детьми.

Распознавание отклонений в психосексуальной идентификации не всегда доступно близким к ребенку взрослым, а чаще они просто не замечаются или не воспринимаются как значимые. Как правило, проблема встает (и сразу остро) в тех случаях, когда, будучи порицаемым и даже наказанным за несоответствующее полу поведение, ребенок продолжает ему следовать, или же когда вследствие репрессивных родительских мер ребенок демонстрирует невротические реакции. Психолог, работающий в дошкольном учреждении, может уловить эти отклонения в 1) предпочтении определенных игр и игрушек; 2) выборе ролей в групповых играх (безусловно, дети обоих полов в равной степени могут играть "в войну" или "в дочки-матери", -- важна именно роль, которую в "мужской" или "женской" игре выберет, предпочтет дошкольник); 3) в общении со сверстниками (должна настораживать уже сама тяга к общению с детьми противоположного пола в сочетании с выраженным стремлением выглядеть, как они, подражать им даже по линиям незначимых, не наглядных признаков) и взрослыми (большая доверительность в общении даже с посторонними противоположного пола и отчуждение от собственного, стремление к контактам и общности жизни с "чужим" полом, подражание и т.д.); 4) в стремлении изменить одежду и внешность по стандартам "чужого" пола; 5) в неудовлетворенности своей социальной ролью и соответствующими полу степенями поведенческой свободы ("мальчишкам можно, а нам нельзя..."); 6) в индивидуальном стиле поведения (например, мальчики становятся более кокетливыми, грациозными, жеманными; девочки подчеркивают физическую силу, выносливость и т.п.); 7) в продуктах фантазии и творчества (например, рисование себя в одежде или в кругу представителей противоположного пола; рисование представителя противоположного пола при "безличной" инструкции "нарисуй человека"), содержании мечтаний и сновидений и т.д.

Жалоба мамы звучит немного странновато: «Мой сын растет таким… ласковым. Ну как девочка!» Моментально хочется парировать: «А Вы бы хотели, чтобы он был злым и агрессивным?»
Так сложилось, что в сознании существуют стереотипы «мужского» и «женского» поведения. Родители огорчаются, что ребенок проявляет себя «слишком мягко», «интересуется играми в куклы, а не в машинки и пистолеты», «плачет и капризничает». Но если отвлечься немного от стереотипов, и разобрать поведение ребенка не с точки зрения принадлежности к полу, а с точки зрения здравого смысла, то выходит, что основная часть претензий (и родители сами начинают это признавать) все же лежит за рамками «половых» моделей.  Как известно, людей условно можно разделить на два типа: «физики» и «лирики», исходя из этого, можно предположить, что «лирикам» присуще более тонкое восприятие мира, стремление к гармонии, внимание к сфере чувств. Следовательно, ребенок типа «лирик» (будь он при этом мальчик или девочка) будет более склонен к чувству, нежели к размышлению, к восприятию, нежели к отдаче, именно это часто расценивается родителями, как «женский» тип поведения.
Тревоги родителей понятны, но, чаще всего, лишены оснований. Большинство опасений вызваны страхом, что ребенок окажется «белой вороной» в среде сверстников или, что он «вырастет геем». Но страх не самая лучшая мотивация для воспитания. Очень важно, какие модели поведения поддерживаются в семье. Не запретами и нотациями, а образом жизни и поведением родителей.  Из практики консультирования можно заметить, что люди нетрадиционной ориентации часто воспитаны в семье, где существовала жесткая система запретов и колоссальное давление на ребенка. Воспитание вообще тонкий процесс, требующий эмоциональных и временных затрат со стороны родителей. Но это и процесс познания, и самопознания. Гораздо важнее сумеем ли мы воспитать гармоничную личность, довольную собой и обстоятельствами своей жизни, нежели то, сумеет ли ребенок оправдать наши родительские ожидания. И в этом процессе неоценимую помощь может оказать семейный психолог, который, являясь неким «сторонним наблюдателем», но при этом специалистом, подскажет, когда и каким образом скорректировать воспитательный процесс. 

Стою на позиции, что гомосексуализм по своей природе может быть и врожденным феноменом и приобретенным в семье,  в результате неправильного воспитания.  

Данные получены на курсах семейной терапии.

Те, кто с  врожденным феноменом, в паре гомосексуальной играют роль мальчиков. Те, кто приобретенным  в результате воспитания - роль девочек (феминные гомосексуалы).

Достаточно много запросов психологу от молодых людей: «Я гомик и хочу вылечиться».

Да, есть клиники по лечению в США , Израиле. Очевидно,  лечат тех, кто приобрел.

Врожденный гомосексуализм формируется во внутриутробный период жизни. Механизмы влияния на плод еще не до конца изучены, но скорее гормональный дисбаланс и дополнительные факторы (перенесенные инфекции, грипп, принятые лекарств и пр) ведут к нарушению  эндокринного обеспечения половой функции и как результат - необычной сексуальной направленности.  

Приобретенный гомосексуализм начинает формироваться  в дошкольный период и напрямую  зависит от ролевого поведения родителей.  

Если в семье нет отца, или в  семье не маскулинная фигура отца и более властная мать -  мальчик будет идентифицироваться с женским  миром.

Например, считается, что мальчики не плачут. Это один из вреднейших мифов, который потом мешает мужчинам во взрослой жизни. Если мы говорим мальчику с двух лет, что мальчики не плачут, то потом не стоит удивляться, что взрослый мужчина не способен к проявлению эмоциональности. Ему с ранних лет объяснили, что свои эмоции надо оттормаживать. Ты не имеешь право на проявление сильных эмоций.

В традиции воспитания девочек существуют два сильно конфликтующих варианта того, как должна себя вести девочка: патриархальный и феминистический.

С одной стороны, ей говорят, что она должна быть нежной и слабой. В этих высказываниях представлена патриархальная идея. С другой стороны — идея о том, что женщина ничем не хуже мужчины, она должна справляться сама со всеми делами, что для женщины очень важна карьера.

И девочке, с одной стороны, внушают, что она должна быть слабой и женственной, с другой — что она должна быть успешной и смочь построить свою карьеру, для чего нужны качества, совершенно отличные от слабости и женственности.

Чем – я не знаю. Чтобы понять, ЧТО Вас в них пугает, нужно исследовать и анализировать Ваше детство, отношения с мамой и папой. Наверняка там было много травматических переживаний.

Именно поэтому Вы бессознательно выбираете себе мужчин, с которыми не нужно идти на сближение, раскрываться перед ними. И именно поэтому Вы НЕ видите других мужчин, способных создать здоровую семью. А если и видите, то они не нравятся Вам.

Как изменить эту ситуацию?

Для начала постарайтесь увидеть, что происходит в Вашем внутреннем мире.

Занятие "Если бы...". Психолог разговаривает с ребенком о том, какие сказки и истории он знает и любит. Выбрав одну из таких сказок (где герой одного пола с ребенком), он расспрашивает ребенка, за что он любит именно этого героя, какими качествами он обладает как представитель своего пола и т.д. Затем психолог выбирает сказку с главным героем противоположного пола и предлагает вместе порассуждать, как изменилась бы сказка, если бы, например, Белоснежка в ней превратилась в мальчика (Буратино в девочку).

Занятие "Найди и исправь ошибки". Психолог предлагает ребенку рассмотреть большую картинку, где изображены группки детей, играющие или занимающиеся подходящими полу делами (например, панорама дачного отдыха возле озера). На картине намеренно допущены ошибки (например, в руках у мальчика кукла, хотя у других мальчиков в группе в руках предметы для игры "в войну"; девочка привязывает мальчику бантик в группке других девочек; мальчик в кругу девочек, которых женщина учит вышивать; в окне дома видна повариха, возле которой стоит мальчик; на скамеечке сидят женщины с колясками и рядом с ними -- мальчик с кукольной коляской и т.п.) Вместе с психологом, который комментирует занятие, ребенок ищет и исправляет "ошибки", подчеркивая интересность и полезность соответствующих полу занятий.

Занятие "Символы". Психолог показывает детям изображения разных животных (бабочка, кошка, щенок, олень, жираф, орел и др.) и предметов (ружье, автомобиль, книга, плоскогубцы, кастрюля, иголка, цветок и др.) и просит аргументированно соотнести их с определенным полом. Если у ребенка возникают затруднения, психолог подсказывает аргументы, апеллируя к опыту и эмоциональному отношению ребенка.

Основная и наиболее популярная причина на данный момент - "феминная" семья - когда мальчик (или девочка)активно воспитываются одной или несколькими женщинами (мама, тетя, бабушка). А папа - его или нет в принципе, либо он в большей степени пассивен и самоотстранился от воспитания. В таком случае девочка видит, как проще строятся отношения в "семье"(женщины понимают друг друга действительно быстрее), а мальчик вообще лишен мужской модели поведения и активно "пропитывается" женской моделью.

Есть много других второстепенных причин. Но я хочу рассказать об одной причине, которая связана с культурным воспитанием и внутриличностным конфликтом девушек. Девственность как ценность в семье может оказаться причиной лесбийских отношений. Запрет на секс до свадьбы плюс феминная семья плюс ненависть к мужчинам в принципе, воспитанная обиженной мамой или бабушкой - это поистине гремучее сочетание обстоятельств рождает в юной девушке желание тепла и секса (так как он запрещен) в тех пределах нормы, которые допустимы в ее семье. А норма в этой семье - "только не с мужчиной". И остаются женщины. Вот так, сложно, через благие вроде бы намерения рождается иногда гомосексуализм.

Будьте адекватны, дорогие родители, относительно силы женщины и слабости мужчины. В противном случае это скажется на ваших детях.

Каков же выход и есть ли он? Конечно есть. Особенно если ваш ребенок пока несовершеннолетний и если осталась хотя бы доля доверия между вами. Обращение к психологу дает результат. И еще. Мамам всем - разведенным, вдовам, одиноким - рекомендую в целях профилактики подобных ситуаций (лесбиянства и гомосексуализма) все-таки выйти замуж и быть женой, а не командиром в семье.

Понятие "норма" является относительным!

Если мальчику интересно играть в куклы, то составьте ему компанию. Через всем известные "дочки-матери" дети проигрывают семейные сценарии, учатся понимать роль каждого члена семьи, могут выплеснуть свои эмоции по отношению к каждому участнику, узнать об обязанностях, правилах поведения и т.д.

Если девочка любит играть с мальчишками, то это не говорит о том, что подрастая она превратится в "мужланку" и станет причислять себя к сексуальным меньшинствам.

Возможно, ей не хватает эмоционального тепла в отношениях с матерью, или она не может найти общих интересов с компанией девочек во дворе.

Бить тревогу стоит, когда вы четко осознаете, что взаимопонимания с ребенком найти не можете! Понимаете, что ребенок делает всё вам "назло", наперекор.

К содержанию

Мальчики с куклами, девочки с машинками

Важно понимать, что некоторые качества, которые традиционно считаются девчачьими, очень свойственны маленьким мальчикам, и их жесткое запрещение ведет к тому, что у мужчины будут сложности в контактах со своим эмоциональным миром.

Плачут все — и мальчики, и девочки, — и говорить о том, что мальчики не плачут, неправильно. В дошкольном возрасте могут плакать все, потому что эмоции сильные, а главный способ выразить их — это слезы.

И также приготовьтесь к длительному процессу. Потому что травма у Вашей девочки достаточно глубока.

Я понимаю, насколько Вам тяжело. Но я уверена, Вы сможете выправить ситуацию. И Вы уже начали это делать.

Желаю Вам сил и терпения.

С искренней верой в вас, Юлия Калбекова.

Литература

1. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.

2. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988.

Наверх