Купить этот сайт
» » Как определить готовность ребенка к детскому саду

Как определить готовность ребенка к детскому саду

Как определить готовность ребенка к детскому саду. Дошкольный период. Клуб мам Mamaclub

 Нужен ли ребенку детский сад? Если да, то, в каком возрасте пора отдавать кроху в садик? Как свести к минимуму возможные проблемы и как подготовить малыша к предстоящим переменам? Эти и многие другие аналогичные вопросы волнуют практически всех родителей, которые задумываются о необходимости отдавать ребенка в детский садик. Но, попытавшись решить возникшие проблемы с помощью друзей, знакомых и родственников, молодые родители еще больше запутываются. Подруги с опытом говорят, что чем раньше ребенок пойдет в детский сад, тем лучше. Бабушки и дедушки, наоборот, категорически протестуют и советуют вообще не отдавать малыша в садик, чтобы избежать дурного влияния. Кого слушать в этой непростой ситуации? Конечно же, специалистов.

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что детский сад ребенку так же необходим, как школа. Но вот на вопрос, когда же пора отдавать ребенка в садик, однозначного ответа не существует. Одни дети в два года легко вливаются в садовский коллектив, не плачут при расставании с мамой и скучают по детскому садику в праздники и выходные. Другие, наоборот, каждое утро заливаются слезами, и их приходится в буквальном смысле слова отрывать от мамы. Все зависит от характера и темперамента ребенка. Определить, в каком возрасте ребенку пора идти в детский сад, можно только внимательно понаблюдав за ним. Детские психологи выделяют два типа готовности к детскому саду: готовность по темпераменту и готовность по характеру. И совместив эти две готовности, родители могут определить приблизительный возраст, в котором их ребенок "дозреет" до детского сада и наиболее безболезненно переживет адаптацию.

Готовность N1. Внимание на темперамент

Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который практически невозможно изменить. Врожденный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения и т.д. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на различного рода раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке, собственные желания и т.п. Впоследствии одним из таких раздражителей выступает детский коллектив, поэтому потребность в детском коллективе определяется, прежде всего, темпераментом ребенка. Как известно, существует четыре наиболее распространенных типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник. Рассмотрим каждый из этих типов.


Как подготовить ребёнка к детскому саду? 

 С первых дней жизни у малыша формируются привычки, привязанности, определенное поведение, которые к 2-3 годам становятся довольно устойчивыми. При поступлении в детский сад привычные условия жизни (режим, характер питания, приемы воспитания, обучения, круг общения) меняются. Это требует от малыша перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является непростой задачей и часто приводит к стрессу.

Обычный период адаптации длится от 2 недель до 2 месяцев. Если ребенок, по прошествии этого времени, часто болеет, с трудом отпускает маму, не хочет идти в детский сад, не играет с другими детьми, или вступает в постоянные конфликты с ними, то это говорит о том, что ему сложно принять новую обстановку и коллектив. Вот почему так важно, перед тем как принять решение отдавать ребёнка в детский сад, определить, насколько Ваш малыш готов к этому событию.

Навыки и умения, или "вот это стол, за ним едят!"

Первым важным моментом для посещения детского сада является не наличие путевки в оное заведение, а готовность ребенка к детскому саду – то есть определенный набор умений и навыков у ребенка. Итак, к 3м годам малыши должны четко и осознанно понимать и самостоятельно справляться со следующими заданиями:

Спокойным этого ребенка никак не назовешь. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик предпочитает шумные игры, баловство и постоянно нуждается в зрителях. С раннего детства он умеет работать на публику. Холерик часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями. Он легко привыкает к новым лицам и новой обстановке. Но все непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает.

. Потребность в детском коллективе у холерика появляется в 3-4 года. Кстати, для него это оптимальный возраст для привыкания к детскому саду. В этом возрасте ребенок уже знаком с определенными нормами поведения и у него появляется сдерживающий фактор. В 3-4 года холерику будет легче всего научиться отвечать за свои поступки и гармонично вписаться в детский коллектив.Время пришло

. Адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять еще большую активность и задиристость - таким образом он пытается снять нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой. Поэтому основные проблемы будут возникать у воспитателей и других детей. Он будет утомлять воспитателей, и выступать инициатором всех детских шалостей.Возможные проблемы

. Не ругайте ребенка за задиристость и драчливость. Он и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой поделать. Задача родителей и воспитателей - направить его бьющую через край энергию в мирное русло.Тактика поведения

Во многих детских садах детей укладывают спать около 12 часов дня. Если же ваш ребенок спит вечером, то утром нужно будить его раньше, для досыпания в обеденное время. Нужно научить его засыпать самому без помощи колыбельной или укачиваний. Научите его  лежать в постели спокойно. Можно попробовать метод самостоятельных игр, помогающих заснуть ему без вашего участия. Он сможет считать свои пальчики, сочинять какие-нибудь истории (естественно вслух). Может быть вам попадется чуткий воспитатель, помогающий малышам засыпать самим, но лучше потренироваться дома и заранее отучать  от сна под песенку. Бывают исключения, когда детки очень комфортно чувствуют себя в коллективе, засыпают как все — сами. Дома старайтесь укладывать ребенка спать около 9 часов.

Туалет и гигиена

Важно приучить малыша к самостоятельному походу в туалет. Такую привычку лучше начинать развивать дома, чтобы в детсаду ребенок себя контролировал. Хотя воспитатели уже привыкли к вечно «писающимся» детям, лучше будет, если ваше чадо научится этому дома под вашим руководством. Научите его ходить в туалет когда появились только первые позывы. Перед прогулкой или сном нужно сделать эти дела заранее. Будет хорошо если ходить «по большому» малыш будут дома, сразу после завтрака. Научите его пользоваться туалетной бумагой.

Говоря о туалете нельзя упускать такой важный момент как гигиена. Конечно, воспитатели стараются следить за каждым воспитанником, помыл он руки или нет, но лучше, если ребенок будет делать это сам без напоминаний. Сходил в туалет – помыл руки, причем с мылом. Садится кушать, также помыл руки.


Для того чтобы маленький человечек чувствовал себя комфортно в детском саду, чтобы адаптация прошла быстро и безболезненно, очень важно сформировать у ребенка важные навыки, которые будут ему необходимы там, где поблизости не будет мамы. И если ваш кроха по каким-то параметрам не дотягивает, постарайтесь в период подготовки к детскому саду уделить особое внимание «хромающим» умениям.


Итак, самое главное – это обученность определенным навыкам самообслуживания. Может ли ваш малыш без посторонней помощи вымыть руки с мылом и умыться? Умеет ли он самостоятельно одеваться? Сможет ли без труда сходить в туалет, сняв, а затем подтянув штанишки? Справляется ли с ложкой и вилкой за обедом? Если на все вопросы вы честно ответили «да», волноваться не стоит. Если кроха не всегда справляется с застежками на одежде или не слишком аккуратно ест – это не беда.


Воспитательница или нянечка ему обязательно помогут, а чуть позже, глядя на других ребят, он непременно всему этому научится. Главное, чтобы ребенок хоть как-то это делал! И делал сам. Если же малыш пока чего-то не умеет, самый простой способ его научить – это позволить все делать самому. И обязательно хвалить за успехи! Пусть сам натягивает носки и просовывает ручки в непослушные рукава, пусть старательно пытается донести ложку до рта, пусть воюет с выскальзывающим мылом. Конечно, это будет слишком долго, слишком медленно, слишком неумело и неаккуратно. Но в любом новом деле по-другому не бывает! Просто наберитесь терпения…

Приучайте ребенка убирать после себя игрушки, ставить книги на полку. Пусть складывает на стул вещи перед сном и помогает вам накрывать на стол и убирать посуду после ужина. Научите кроху пользоваться салфетками. Покажите, как правильно сложить кофточку и штанишки, чтобы получилось красиво и аккуратно, как повесить куртку на вешалку. Ребятишки этого возраста так часто повторяют: «Я сам!» Предоставьте им эту самостоятельность! Вот увидите, как быстро кроха всему научится!


Обязательно учите ребенка культуре поведения. И лучше делать это на собственном примере. Если мама, выходя из подъезда, будет здороваться с соседями, ребенок тоже будет ей подражать. Если в магазине вы всякий раз станете говорить продавцу «спасибо», кроха тоже будет легко произносить это доброе слово. Пусть в лексиконе вашего малыша обоснуются слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «извините».

Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд
проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период
адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша
на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Меньше 2-х часов
— 1 балл

Какой аппетит у ребенка?

Хороший — 4
балла

Избирательный —
3 балла

Неустойчивый — 2
балла

Плохой — 1 балл

Какое настроение преобладает у ребенка в
последнее время в домашней обстановке?

Бодрое,
уравновешенное — 3 балла

Тест 4

Вот несколько пунктов, по котором вы сможете определить, готов ли ваш малыш к поступлению в ясли. Если у вас не все совпадает – вам есть над чем поработать.

  • ребенок легко идет на контакт, как и с взрослыми, так и детьми;
  • ребенок может подолгу играть самостоятельно;
  • ребенок стремится к самостоятельности – он, по крайней мере, пытается сам одеваться, кушать, умываться, убирать игрушки;
  • ребенок с удовольствием играет в больших компаниях, умеет просить и делиться игрушками;
  • ребенок не теряется, если видит, что вы отошли, он может спокойно играть без вашего присутствия.

Использованы материалы сайтов:

Ваш детский психолог

Дом солнца

Когда медицинское заключение у вас положительное, то наличие незначительных пробелов в навыках, например, неумение ходить на горшок, самостоятельно кушать или одеваться, будут в саду восприниматься нормально. Как говорится, в коллективе срабатывает стадное чувство, поэтому все неосвоенные раннее навыки войдут в жизнь малыша быстро и естественно.

Наверх