Купить этот сайт

Капризы в 2 года

Истерики и капризы ребенка. От 2 до 3-х лет. — Настоящая Мама

Добры день дорогие мои! Сегодня я хочу поговорить об истериках ребенка на своем собственном примере. Нашей девочке 2,3 годика и мы перешли в тот период, когда начинается борьба за свои желания, становления собственного «Я» и т.д…
Как-то до 2-х летнего возраста я не замечала за дочуркой чего-то такого в плане топанья ногами, паданья на пол в жутких криках, и когда я видела мам с такими детьми, то мне искренне было их жалко, а про себя думала «Как хорошо, что это не со мной». Но как оказалось, зря я так думала, как только мы переступили рубеж 2-х лет, так с дочуркой стали творится неузнаваемы вещи, а именно: 

Важно различать понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Иногда капризы ребенка невыполнимы.

Например, ребенок просит шоколадку, которой в доме нет или хочет спускаться по лестнице, когда пришел лифт.

Рассказывает мама двухлетней девочки: «Приготовила утром кашу с ягодой и чай, как она и просила.» Девочка: «Не хочу с ягодой, хочу без ничего». Мама: «Ты же сама просила с ягодой, я тебе сделала». На кухню приходит папа: «Я буду с ягодой!» И берет тарелку. Дочка: «Нет!!! Это моя тарелка, я буду, уйди!»

Истерики обычно непроизвольны. Ребенок не может справиться с эмоциями. Детская истерика сопровождается громким плачем, криками, битьем головой об пол, битьем кулаками о поверхность, царапанием лица. В тяжелых случаях могут быть непроизвольные судороги, так называемый «истерический мост», когда ребенок выгибается дугой. Детская истерика – это сильная эмоциональная реакция, подкрепленная раздражением, агрессией, отчаянием. Во время истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, поэтому может биться головой об пол или стену, практически не чувствуя боли. Особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как внимание исчезнет.

Например, нужно ли брать ребенка на руки, когда он капризничает? Ответ тут будет неоднозначным. Конечно, ребенка нужно периодически брать на руки — дети нуждаются в родительском тепле и ласке. Безусловно, это нужно делать, когда ребенок чем-то напуган, расстроен, да и просто устал. Но когда это лишь эгоистическая попытка привлечь к себе внимание (мама с кем-то разговаривает, занимается с другим ребенком и т.д.), то в такой ситуации малышу стоит отказать.

Или уже знакомая ситуация с адаптацией детей к детскому саду: капризы, истерики и прочие «концерты». Мы тоже сталкивались с такими непродолжительными капризами у нашей Танюшки. Причем ее капризы были не по поводу того, что мы оставляли ее в саду, а из-за того, что там были еще дети, на которых воспитатель тоже обращала внимание. Естественно, на такие капризы реагировать не надо: ребенок должен учиться жить в обществе и считаться с интересами окружающих. Ведь именно в этом возрасте закладываются 2 основных правила этикета «Уважай!» и «Не мешай!», на которых строится главный закон бесконфликтного общения и взаимодействия с окружающими людьми: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

Еще более «страшные» капризы — это капризы по поводу покупки какой-либо вещи или сладости, устроенные в магазине...

Но не надо бояться капризного поведения своего ребенка. Я не устаю повторять: вообще всего, что происходит с ребенком в возрасте до 3 лет, и положительного, и отрицательного, бояться не нужно! Главное — не пускать это на самотек!


Рецепты подавления детских истерик могут быть разными. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать над своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик или более жесткая реакция, наказание. Жалея или наказывая ребенка, нужно помнить, что слезы - обычная детская реакция на боль и обиду - превращаются в орудие эмоционального шантажа родителей и, упустив момент адекватной реакции, мы сами формируем у ребенка патологические черты характера.


Как предотвратить истерику у детей


Научитесь предупреждать вспышки

Получить желаемое

Зачастую из-за того, что невозможно получить желаемое, бывают истерики у ребенка. 2 года – это период, когда малыш хочет получить желаемое любыми способами. Это может быть понравившаяся игрушка или нежелание покидать площадку, или что-то еще, что непременно следует получить «здесь и сейчас».

Родительские запреты не всегда понятны ребенку, и временами донести суть до малыша очень сложно в силу его возраста. Сейчас для него существует много искушений, с которыми ему невероятно сложно бороться. Поэтому родители не должны специально искушать малыша. Лучше убрать с его поля зрения все предметы, которые могут ему понравиться, и не брать его с собой в торговые точки с детским ассортиментом и сладостями.

Не стоит думать, что ребенок еще слишком мал и ничего не понимает. Детские истерики – это способ проверить грани дозволенного и протестировать родителей на стрессоустойчивость. Поэтому необходимо быть последовательным и непоколебимым, чтобы малыш понимал, что запрет не будет отменен. Противоречивые действия запутывают ребенка и побуждают его придумывать для взрослых новые испытания.

Вопрос

Отвечает психолог Галина Данилкина


Ребенок не хочет ходить, все время просится на ручки

Вопрос

Отвечает психолог Галина Данилкина


А бывают ситуации, когда ребенок и хочет сам спать, но уснуть не может и начинает излишне проявлять активность.

Что делать, чтобы избежать истерики?

Все варианты, которые вы перечислили, возможны в зависимости от той или иной ситуации: иногда можно оставить ребенка одного или попытаться переключить его внимание, а в отдельных случаях и крепко обнять, чтобы сын смог быстрее успокоиться. Подобное поведение может вызывать очень много чувств и у самой мамы. И в этом случае не бойтесь говорить с малышом о своем гневе, обиде, злости и т.п. Тогда постепенно мальчик поймет, что вместо того, чтобы закатывать вам истерики, с вами можно поговорить о своих переживаниях, в том числе и достаточно тяжелых... А избежать их невозможно, потому что все душевные состояния необходимы человеку. Ребенок не может постоянно радоваться! Главное, чтобы он мог с кем-нибудь разделить свои чувства.

Сыну 2 года 1 месяц. В последнее время стал очень упрямым, непослушным. Но больше беспокоит то, что он стал драться. Может подбежать и ударить меня или папу. Пытаемся говорить, что так нельзя, надо обнимать, гладить, целовать. Он подходит, поцелует, обнимет, затем тут же стукнет и убегает. Мы его никогда пальцем не трогали, все свободное время пытаемся проводить с ребенком - играть, читать, даже убираться и готовить. С чем может быть связана подобная агрессия, как правильно на нее реагировать?

В этом возрасте ребенок пробует разное поведение, как бы проверяя границы дозволенного. Каждому человеку присущ весь спектр эмоций, в том числе гнев, злость. Взрослые умеют сдерживать такие чувства, вуалировать их (за обидой, скукой могут скрываться агрессивные проявления) или подавлять, а ребенок этого не умеет (и это хорошо, так и до детской депрессии недалеко). Чтобы поведение ребенка приобретало социально приемлемые формы, и существует воспитание. Прежде всего подумайте, что может скрываться за этим поведением: скучает, злится, что вы редко бываете дома; злится на запреты; ревнует одного к другому и др. Объясняя, что так делать не надо (больно), называйте, чувства ребенка: "Ты сердишься, потому что ..., но маму (папу, вообще людей по контексту) бить нельзя". Агрессию можно отреагировать, когда бьешь подушку, играешь в мяч, работаешь с пластилином и др. Вообще-то мальчикам присуще желание повозиться, побороться, в игре с папой на ковре, на диване (с элементами борьбы) ребенок тоже может отреагировать агрессивные импульсы. Введите такие новшества и сможете на наглядном примере показать, когда драться можно, а когда нельзя.

Дочке 2 года 4 мес., и в последние недели у нее начался период «я сама». Это что-то невообразимое. Я, конечно, поощряю ее самостоятельность, хвалю ее, но она иногда переходит все границы. Когда глажу ее вещи, вырывает утюг - я сама! Сок в стакан наливает сама, норовит сама кастрюльку с молоком на плиту ставить. То есть иногда это становится просто опасным. Одеваться она хочет тоже сама, то есть на одевание мы тратим времени больше, чем на прогулку. Пуговицы сама, шнурки сама. Никакие выдумки не помогают мне найти правильный подход к этой ситуации. Временами так и ходит гордо с самостоятельно «вытертой» попой и надетыми задом наперед штанами, и я могу поправить ситуацию, разве что удерживая ее насильно (под обиженные вопли).

Это временное явление. Поэтому рекомендация - выдерживать и позволять проявлять самостоятельность за исключением ситуаций, когда это представляет опасность (горячее, огонь и т.п.). Запрещая, объясняйте, почему нельзя. Посмотрите на это позитивно: девочка активная, овладевает навыками самообслуживания, развивается быстрее многих сверстников.

    Все остальное для ребенка – МОЖНО. 

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ У ДЕТЕЙ

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наверх