» » Лидеры в детском коллективе

Лидеры в детском коллективе

Лидеры в детском коллективе и воспитательная работа с ними. Психология малой группы, реферат

Выявление лидера в детском коллективе. Психология лидерства у подростков. Стратегия поведения педагога в детских коллективах, где уже сложилась определенная иерархия, во избежание подобных ситуаций. Методы воспитательной работы с лидерами коллектива.



1.

Подобные работы из Базы знаний:
1. Выявление лидера в рабочем коллективе
Определение лидера в маленьком коллективе, уровня эмоциональной отзывчивости и способности сопереживать у его членов. Методики "Эффективность лидерства", "Исследование уровня эмпатийных тенденций", психологический тест Басса-Дарки на выявление агрессии.
реферат [13.7 K], добавлена 04.06.2009

2. Лидеры в детском коллективе и воспитательная работа с ними
Выявление лидера в детском коллективе. Психология лидерства у подростков. Стратегия поведения педагога в детских коллективах, где уже сложилась определенная иерархия, во избежание подобных ситуаций. Методы воспитательной работы с лидерами коллектива.
реферат [30.8 K], добавлена 19.02.2013

3. Сущность и значение авторитета в жизни воинского коллектива
Понятие об авторитете и его природа. Психология проявления авторитета в воинском коллективе. Авторитет актива подразделения. Сущность и формы ложного авторитета. Основные рекомендации по поддержанию авторитета руководителя в воинском коллективе.
курсовая работа [43.1 K], добавлена 13.04.2012

Лидеры в детском коллективеДетство Веры, как почти и у всех военных и послевоенных детей, не было легким: еды было мало, о сладостях вообще даже мыслей не возникало, игрушки были из картона, заботливо вырезанные и разрисованные карандашом маминой рукой, из одежды - одно фланелевое платье, опять же сшитое мамой из своего старого халатика, из жилья - подвальное помещение гримуборной театра, без дневного света. Мама много работала, Вера ходила в садик, потом в школу и подолгу оставалась одна с самого раннего детства. Одиночество научило Веру думать о смысле бытия, и ей никогда не было скучно с самой собой. Природная склонность к фантазиям мгновенно выводила ее в лидеры детского коллектива по части всевозможных игр. Она придумывала невероятные истории и разыгрывала их с дворовыми ребятами, раздавая им роли, как в театре, и придумывая им костюмы из цветов, листьев и всякого подручного материала: старых занавесок, дырявых кастрюль, рваных чулок и панамок. Она самозабвенно танцевала с ребятами придуманные ею экзотические танцы, мгновенно сочиняла мотив на любые стихи и иногда собирала родителей во дворе, чтобы они посмотрели их детские представления.

Обязанности классного руководителя В положении о деятельности классного руководителя в школе определены и его основные обязанности. Среди них: T всестороннее изучение учащихся; T разъяснение и внедрение правил поведения; T наблюдение за успеваемостью учащихся; T анализ положительных сторон в жизни и деятельности класса и осуществление мер по их совершенствованию; T организация и воспитание ученического коллектива; T вовлечение учащихся во внеклассную деятельность; T организация общественно полезного труда; T координация воспитательных усилий работающих в классе учителей и установление единого подхода к учащимся; T оказание помощи в деятельности детских и юношеских организаций и объединений; T поддержание связей с родителями учащихся и работа с семьей; T ведение документации класса и личных дел учащихся; T внесение руководству школы предложений о поощрении учащихся и применении к ним мер дисциплинарного взыскания. 2. 3. Работа классного руководителя по изучению учащихся Проведение классным руководителем воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Зигзаг — фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг — самый восторженный из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и Интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

Тест «Несуществующее животное»

(оценка личностных качеств)

Материал: лист бумаги (белый) формата А4; резинка; простой мягкий карандаш (ручкой и фломастером рисовать нельзя).

Нужно придумать и нарисовать несуществующее животное, назвать его несуществующим именем.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

  • Хотят идти туда, куда идет лидер (интересные места)
  • Им нравится лидер как человек (интересный человек)
  • Верят, что лидер учитывает их интересы (интересно для остальных)
  • Доверяют оценке лидера (знает, что они делают)

Куда идет лидер: Вообще-то люди не последуют за другими людьми туда, куда им идти не хочется. Конечно, было несколько ошеломляющих исключений из этого, и очень много написано о психологических предпосылках казалось бы нерациональных поступков. Но в большинстве случаев люди предпочтут пойти в интересное место через «долину смерти». И лидер, который списывает со счетов неправильное направление, рискует оглянуться назад и не обнаружить, что за ним никто не следует.

В этом отношении весьма недальновидно ведут себя некоторые учителя, прямо указывающее такому ребенку на его заносчивость и высокомерие, подчеркивающие то, в чем его обошли, где больше преуспели другие ребята.

. Это мальчик, наделенный большой физической силой, как правило, ее культивирующий. Но в отличие от «террориста» пользуется своим физическим превосходством только в крайних случаях, не лезет первым, не задирается, скорее обороняется, чем нападает. Это спокойствие, уверенность в себе «силачу» дает сознание своего физического преимущества. Однако затем, когда сила начинает цениться меньше, а ловкость, изобретательность, остроумие - выше, такой ребенок может почувствовать свою позицию поколебленной. Накопление переживаний, обиды от несправедливости, безразличия или даже насмешки могут привести к своеобразным взрывам, когда внешне флегматичный и даже добродушный подросток вдруг становится агрессивным: включается механизм привычного реагирования на стресс - использование силы.«Силач»

Если этот механизм закрепится, вероятно, образование так называемого взрывчатого характера: накопление, а затем бурная и внешне беспричинная разрядка психологического дискомфорта.

 Это ребенок, отчаявшийся стать «фаворитом», или «центром внимания», или «частичным лидером» прямым путем, не имеющий данных для роли «террориста» и в то же время слишком самолюбивый для «шестерки». Только такой ребенок может принять эту неблаговидную роль. Мщение окружающим за несправедливость судьбы может выражаться в тайном доносительстве или стравливании более простодушных.«Гад».

Такие дети делают гадости исподтишка, тайно (в отличие, допустим, от «поборника справедливости») часто в одиночку наслаждаются произведенным эффектом, могут даже выразить соболезнование. Свою агрессивность и мстительность они обычно тщательно скрывают, позволяют ей впрямую проявиться только в условиях полной безнаказанности (по отношению к более слабому, беззащитному или когда об этом никто не узнает, когда ответственность можно переложить на другого).

В основе такого поведения детей нередко лежат психологические проблемы их родителей, передавших ребенку, с одной стороны, ощущение собственной уверенности, а с другой - мизантропию («в том, что мне плохо, виноваты плохие окружающие, надо бороться с их недостатками»).

 Это женский вариант «пижона» - часто хорошенькая девочка либо чрезмерно, не по заслугам захваленная родителями, а, возможно, прошедшая через роль «фаворитки» в начальных классах, а затем резко утратившая свои позиции. В подростковом же возрасте такая девочка снова «выныривает» за счет своей привлекательности, но уже с грузом уязвленного самолюбия. Либо это, например, девочка, растущая в достаточно «холодной» семейной атмосфере, которая нашла, наконец, свой путь к любви и признанию, чаще всего используя свои внешние данные. Экстремальный вариант такого характера - девушка из известной притчи, которая бросила перчатку в клетку с хищниками, чтобы проверить преданность своего возлюбленного. Далеко не всякая привлекательная девушка является такой «принцессой». Постоянно доказывать свою власть над чужими сердцами приходится лишь тем девушкам, которые в глубине души сомневаются в своих женских достоинствах.«Принцесса».

Кроме этого, потенциал подобного человека может быть направлен:

  • на сплочение людей, которым предстоит выполнить сложную задачу;
  • на улучшение морального состояния отдельного сотрудника или всей команды в целом;
  • на решение конфликтных и спорных ситуаций;
  • на провоцирование продуцирования новых идей;
  • на повышение показателей дисциплинированности.

Таким образом ребенок будет и себя чувствовать более надежно (то самое ощущение тыла, семьи, дома, которое собственно и делает уверенную в себе личность), и при таком самоощущении и успехи в учебе будут выше, и психологическая устойчивость лучше, и на иерархической лестнице в детском коллективе ваш ребенок будет на достойном месте!

Развитие навыков общения

В то же время исследования показали, что наибольшей популярностью в группе сверстников обычно пользуются именно те дети, которые могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Именно эти качества: чуткость, отзывчивость, внимание к другому - наиболее высоко ценятся в детской группе.

Эти качества обычно называют нравственными. Отсутствие этих качеств (нечувствительность и отсутствие интереса к партнеру, враждебность и т. д.), напротив, делает ребенка отвергаемым и лишает симпатии сверстников.

 Формирование доброжелательного отношения к сверстникам происходит, когда взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личным качествам друг друга: обращает внимание на достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д.

Что вы предпочитаете в общем разговоре? а) проявлять инициативу, предлагать что-либо; б) слушать и критиковать то, что предлагают другие.

Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частный спор, не оправдываться? а) да; б) нет.

Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно? а) да; б) нет.

Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? а)  да; б) нет.

В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой. Придумываете что-то такое, что интересно другим? а) да; б) нет.

Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих? а) да; б) нет.

Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие? а) да; б) нет.

Удается ли вам в разговоре, в дискуссии убедить. Привлечь на свою сторону тех. Кто раньше был с вами не согласен? а) да; б) нет.

Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, давать советы) других? а) да; б) нет.

Выводы: Если на все вопросы вы отмечаете пункт «а», то вы действующий лидер. Ответы «б» свидетельствуют о наличии качеств, препятствующих лидерской позиции; их необходимо корректировать.

(из  газ. Граждановедение. 2006.№ 47.

Педагог-психолог I категории Ульянова Н.В

Наверх