» » Работа психолога с ребенком

Работа психолога с ребенком

Методическая разработка по теме: Работа психолога с детьми с ДЦП | скачать бесплатно

. Психолого-педагогическое обследование

Таблица. Психолого-педагогическое обследование

Ф. И. О. ______________________________________________________________________________

Показатели психофизического развития

Первичное обследование

Динамика

Возраст___________
Дата_____________

Возраст______________
Дата_________________

1

2

3

КонтактЛегко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется (М — норма)
Контакт избирательный
В контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте
Контакт формальный (чисто внешний)
В контакт вступает

Эмоционально-волевая сфераАктивный, бодрый Пассивный, вялый Неадекватное поведение Избалованность Конфликтность Колебания настроения

Состояние слухаНорма
Снижение слуха

Состояние зренияОграничение поля зрения (N)
Атрофия зрительного нерва
косоглазие
Близорукость

ВниманиеДостаточно устойчивое (N)
Плохое переключение внимания
Недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности
Низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте)

Моторика кистей и пальцев рук§   недостаточность мелкой моторики сохранная (N)
§   моторика ограничена
§   хватание
§   отсутствует хватание манипулировать не может, но есть
Уровень развития функций кистей и пальцев рук:
Ведущая рука: правая/левая

Согласованность действий рук: отсутствует недостаточная нормальная

Нарушение координации движений, тремор

Гиперкинезы пальцев

Уровень развития деятельности

Проявление интереса к игрушкам:проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам (И)
§   проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам
§   интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует; в совместную игру со взрослым не включается, самостоятельной игры не организует)

Адекватность употребления игрушек:§   игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением) (К)
§   совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия)

Характер действий с предметами-игрушками:§   сюжетно-ролевая игра
§   игра с элементами сюжета
§   процессуальные действия
§   предметные действия — использует предметы в соответствии с их функциональным назначением
§   специфические манипуляции — учитывает только физические свойства предметов
§   неспецифические ма н и г 1 улиц и и (со всеми предметами действуй одинаково, стереотипно — постукивает, перекладывает, шип и рот, сосет, бросает)

Работоспособность§   Достаточная (N)
§   Снижена
§   Низкая

Характер деятельности§   Деятельность устойчивая, работает с интересом (N)
§   Деятельность неустойчивая, работает формально
§   Отсутствие мотивации к деятельности

Реакция на одобрение§   Неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему)
§   Адекватная (радуется одобрению, ждет его)

Реакция на замечание§   Негативная реакция (делает назло)
§   Нет реакции на замечание
§   Адекватная (обижается)
§   Адекватная (исправляет поведение к соответствии с замечанием)

Отношение к неудаче§   Негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку
§   Отсутствует оценка неудачи
§   Неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки)

ОбучаемостьРебенок обучаем, использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнении заданий к более высокому)
Обучаемость низкая; помощь использует недостаточно; перенос знаний затруднен
Обучаемость отсутствует; помощь не использует; нет переноса показанного способа действия на аналогичное задания
Использование помощи (во время обследования)
.

Запас общих представлений§   Соответствует возрасту (N)
§   Несколько снижен
§   Низкий

Зрительное восприятие
§   называет геометрические формы (плоскостные и объемные) (N — в 3 года)
§   различает геометрические формы (выделяет по слову)
§   соотносит предметы по форме
§   нет представления о форме
Восприятие формы:
§   знает и называет величину (N — в 3 года)
§   дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову)
§   соотносит предметы по величине
§   представление о величине отсутствует
Восприятие величины:
§   знает и называет основные цвета (N — в 3 года)
§   различает цвета (выделяет по слову)
§   сличает цвета
§   представление о цвете отсутствует
Восприятие цвета:

Методика обследования Включение вряд (6-составная матрешка — с 5 лет)
§   зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно) (N)
§   примеривание
§   целенаправленные пробы (допустимы до 5 лет)
§   перебор вариантов
§   действие силой
Способы выполнения задания:
Складывание матрешки (3-составная — от 3 до 4 лет, 4-состав-ная — от 4 до 5 лет, 6-составная — от 5 лет)

Без учета величины
С учетом величины.
Способы выполнения задания:
целенаправленные пробы (допустимы до 6 лет)
зрительное соотнесение (с 6 лет
обязательно) Парные картинки (выбор по образцу из 2, 4, 6 картинок с 2 лет)
§   зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)
§   примеривание
§   целенаправленные пробы
§   перебор вариантов
§   действие силой (допустимо в N до 3,5 лет)
Почтовый ящик (с 3 лет) Способы выполнения задания:
§   зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)
§   практическое примеривание
§   целенаправленные пробы
С учетом величины колец. Способы выполнения задания:
Без учета величины колец
Складывание пирамидки (до 3 лет — 3 кольца, до 4 лет — 4 кольца, с 4 лет — 5—6 колец)
§   зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)
§   примеривание
(допустимые до 5 лет)
§   целенаправленные пробы
§   перебор вариантой
Способы выполнения задания:
Кубики-вкладыши

Знание частей тела и лица Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение
Восприятие пространственных отношений

Дифференцирование пространственных понятий (справа—слева, выше—ниже, дальше—ближе, впереди—сзади, в центре)
§   по представлению
§   по образцу
§   по подражанию
Конструирование (из строительного материала, из палочек) :
Целостный образ предмета (разрезные картинки)

Части суток (с 3 лет) Времена года (с 4 лет) Дни недели (с 5 лет)
Временные представления

Понятия «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну» Счетные операции
Выделение нужного количества из множества
Представление о количестве
Порядковый счет (устно и пересчет предметов)
Количественные представления

Мышление (уровень развития) §   последовательность событий (серия сюжетных картин)
§   понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом
§   понимание картин со скрытым смыслом
§   «четвертый—лишний»
§   классификация предметов (изображений)
Элементы абстрактно-логического мышления:
Наглядно-образное
Наглядно-действенное

Навыки самообслуживания§   Владеет полностью (N)
§   Владеет частично с помощью взрослого
§   Не владеет

Понимание обращенной речи§   Понимание речи в полном объеме (N)
§   Понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции
§   Выполняет простые речевые инструкции
§   Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное)
§   Не понимает обращенную речь

Пассивный словарьПонимание лексико-грамматических конструкции
Понимание названий предметов (реальных и на картинках) Понимание значении слова Понимание простого сюжета

Характеристики собственной речи
4-й уровень речевого развития: лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность. Пользуется развернутой фразой. Лексико-грамматический строй речи сформирован достаточно (N)
3-й уровень речевого развития: пользуется развернутой фразой; недостаточная сформированность лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи; синтаксические конструкции фраз бедные
Слоговая структура слов нарушена
2-й уровень речевого развития: пользуется простой фразой, аграмматичная, упрощенней, структурно нарушенная фраза (из 2–3 слов) .
речевые средства общения крайне ограничены (произносит звуковые комплексы, звукоподражании, лепетные слова) ; использование довербальных средств общения (выразительной мимики и жестов)
1-й уровень речевого развития:
Особенности речиПроявляет склонность к эхолалии Наличие речевых штампов (речь пустая без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребенка)

Показатели психофизического развития

Первичное обследование

Динамика

Возраст___________
Дата_____________

Возраст______________
Дата_________________

1

2

3

КонтактЛегко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется (М — норма)
Контакт избирательный
В контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте
Контакт формальный (чисто внешний)
В контакт вступает

Эмоционально-волевая сфераАктивный, бодрый Пассивный, вялый Неадекватное поведение Избалованность Конфликтность Колебания настроения

Состояние слухаНорма
Снижение слуха

Состояние зренияОграничение поля зрения (N)
Атрофия зрительного нерва
косоглазие
Близорукость

ВниманиеДостаточно устойчивое (N)
Плохое переключение внимания
Недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности
Низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте)

Моторика кистей и пальцев рук§   недостаточность мелкой моторики сохранная (N)
§   моторика ограничена
§   хватание
§   отсутствует хватание манипулировать не может, но есть
Уровень развития функций кистей и пальцев рук:
Ведущая рука: правая/левая

Согласованность действий рук: отсутствует недостаточная нормальная

Нарушение координации движений, тремор

Гиперкинезы пальцев

Уровень развития деятельности

Проявление интереса к игрушкам:проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам (И)
§   проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам
§   интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует; в совместную игру со взрослым не включается, самостоятельной игры не организует)

Адекватность употребления игрушек:§   игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением) (К)
§   совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия)

Характер действий с предметами-игрушками:§   сюжетно-ролевая игра
§   игра с элементами сюжета
§   процессуальные действия
§   предметные действия — использует предметы в соответствии с их функциональным назначением
§   специфические манипуляции — учитывает только физические свойства предметов
§   неспецифические ма н и г 1 улиц и и (со всеми предметами действуй одинаково, стереотипно — постукивает, перекладывает, шип и рот, сосет, бросает)

Работоспособность§   Достаточная (N)
§   Снижена
§   Низкая

Характер деятельности§   Деятельность устойчивая, работает с интересом (N)
§   Деятельность неустойчивая, работает формально
§   Отсутствие мотивации к деятельности

Реакция на одобрение§   Неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему)
§   Адекватная (радуется одобрению, ждет его)

Реакция на замечание§   Негативная реакция (делает назло)
§   Нет реакции на замечание
§   Адекватная (обижается)
§   Адекватная (исправляет поведение к соответствии с замечанием)

Отношение к неудаче§   Негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку
§   Отсутствует оценка неудачи
§   Неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки)

ОбучаемостьРебенок обучаем, использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнении заданий к более высокому)
Обучаемость низкая; помощь использует недостаточно; перенос знаний затруднен
Обучаемость отсутствует; помощь не использует; нет переноса показанного способа действия на аналогичное задания
Использование помощи (во время обследования)
.

Запас общих представлений§   Соответствует возрасту (N)
§   Несколько снижен
§   Низкий

Зрительное восприятие
§   называет геометрические формы (плоскостные и объемные) (N — в 3 года)
§   различает геометрические формы (выделяет по слову)
§   соотносит предметы по форме
§   нет представления о форме
Восприятие формы:
§   знает и называет величину (N — в 3 года)
§   дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову)
§   соотносит предметы по величине
§   представление о величине отсутствует
Восприятие величины:
§   знает и называет основные цвета (N — в 3 года)
§   различает цвета (выделяет по слову)
§   сличает цвета
§   представление о цвете отсутствует
Восприятие цвета:

Методика обследования Включение вряд (6-составная матрешка — с 5 лет)
§   зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно) (N)
§   примеривание
§   целенаправленные пробы (допустимы до 5 лет)
§   перебор вариантов
§   действие силой
Способы выполнения задания:
Складывание матрешки (3-составная — от 3 до 4 лет, 4-состав-ная — от 4 до 5 лет, 6-составная — от 5 лет)

Без учета величины
С учетом величины.
Способы выполнения задания:
целенаправленные пробы (допустимы до 6 лет)
зрительное соотнесение (с 6 лет
обязательно) Парные картинки (выбор по образцу из 2, 4, 6 картинок с 2 лет)
§   зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)
§   примеривание
§   целенаправленные пробы
§   перебор вариантов
§   действие силой (допустимо в N до 3,5 лет)
Почтовый ящик (с 3 лет) Способы выполнения задания:
§   зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)
§   практическое примеривание
§   целенаправленные пробы
С учетом величины колец. Способы выполнения задания:
Без учета величины колец
Складывание пирамидки (до 3 лет — 3 кольца, до 4 лет — 4 кольца, с 4 лет — 5—6 колец)
§   зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)
§   примеривание
(допустимые до 5 лет)
§   целенаправленные пробы
§   перебор вариантой
Способы выполнения задания:
Кубики-вкладыши

Знание частей тела и лица Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение
Восприятие пространственных отношений

Дифференцирование пространственных понятий (справа—слева, выше—ниже, дальше—ближе, впереди—сзади, в центре)
§   по представлению
§   по образцу
§   по подражанию
Конструирование (из строительного материала, из палочек) :
Целостный образ предмета (разрезные картинки)

Части суток (с 3 лет) Времена года (с 4 лет) Дни недели (с 5 лет)
Временные представления

Понятия «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну» Счетные операции
Выделение нужного количества из множества
Представление о количестве
Порядковый счет (устно и пересчет предметов)
Количественные представления

Мышление (уровень развития) §   последовательность событий (серия сюжетных картин)
§   понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом
§   понимание картин со скрытым смыслом
§   «четвертый—лишний»
§   классификация предметов (изображений)
Элементы абстрактно-логического мышления:
Наглядно-образное
Наглядно-действенное

Навыки самообслуживания§   Владеет полностью (N)
§   Владеет частично с помощью взрослого
§   Не владеет

Понимание обращенной речи§   Понимание речи в полном объеме (N)
§   Понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции
§   Выполняет простые речевые инструкции
§   Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное)
§   Не понимает обращенную речь

Пассивный словарьПонимание лексико-грамматических конструкции
Понимание названий предметов (реальных и на картинках) Понимание значении слова Понимание простого сюжета

Характеристики собственной речи
4-й уровень речевого развития: лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность. Пользуется развернутой фразой. Лексико-грамматический строй речи сформирован достаточно (N)
3-й уровень речевого развития: пользуется развернутой фразой; недостаточная сформированность лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи; синтаксические конструкции фраз бедные
Слоговая структура слов нарушена
2-й уровень речевого развития: пользуется простой фразой, аграмматичная, упрощенней, структурно нарушенная фраза (из 2–3 слов) .
речевые средства общения крайне ограничены (произносит звуковые комплексы, звукоподражании, лепетные слова) ; использование довербальных средств общения (выразительной мимики и жестов)
1-й уровень речевого развития:
Особенности речиПроявляет склонность к эхолалии Наличие речевых штампов (речь пустая без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребенка)

Заключение:

Начало формы


Начало формы


Начало формы


Начало формы



Конец формы


Конец формы


Конец формы


Конец формы

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ  С ДЦП

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

1. 1. Клиническая характеристика детей с церебральным параличом. Причины ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности) , судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т. д. ) . Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить

на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в ранний постнатальный период) . Наибольшее значение в возникновении ДЦП придают сочетанию Поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов.

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что более 400 факторов способны оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Это может произойти в любой момент беременности, но особенно опасно их действие в период до четырех месяцев внутриутробного развития, т. е. в период, когда интенсивно закладываются все органы и системы. К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся:

§   инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз) ;

§   сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;

§   токсикозы беременности;

§   физические травмы, ушибы плода;

§   несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови.

Гемолитическая болезнь новорожденных может возникнуть в тех случаях, когда мать резус-отрицательна, отец — резус-положителен, а плод унаследовал резус-принадлежность от отца. В основе гемолитической болезни лежит разрушение (гемолиз) эритроцитов плода под влиянием резус-антител матери. Заболевание плода увивается в среднем у одной из 25—30 резус-отрицательных женщин. С каждой последующей беременностью вероятность резу-конфликта повышается;

§   физические факторы (перегревание или переохлаждение; действие вибрации; обучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах) ;

§   некоторые лекарственные препараты;

§   экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух; содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок) .

Все неблагоприятные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному голоданию плода (внутриутробной гипоксии) . Развитие плода, особенно его нервной системы, в условиях хронической гипоксии нарушается; может иметь место недоношенность, врожденная гипотрофия, функциональная незрелость, пониженная сопротивляемость к действию внешних факторов. У плодов, перенесших внутриутробную гипоксию, недостаточность защитных и адаптационных механизмов определяет большую возможность для возникновения родовой травмы, которая в свою очередь усугубляет изменения, возникшие внутриутробно. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения детского церебрального паралича. Родовая травма, с одной стороны, ]воздействует на мозг, как и всякая механическая травма, с другой — она вызывает нарушение мозгового кровообращения и в тяжелых случаях — кровоизлияние в мозг. Причинами родовой травмы могут быть узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом, преждевременное отхождение вод, слабость родовой деятельности, неправильное предлежание плода.

Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией (патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания, сердечной деятельности) . У детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности) , имеется высокая степень риска для возникновения ДЦП. Недоношенный плод имеет повышенную склонность к асфиксии и родовой травме.

В настоящее время асфиксия и родовая травма часто рассматриваются как следствие действия уже имеющейся внутриутробной патологии. Реже причиной возникновения ДЦП может быть механическая родовая травма (применение щипцов, вакуум-экстрактора) .

Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита) , тяжелых ушибов головы, как осложнение после прививок на первом году жизни.

Итак, ДЦП — это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного. Часто имеет место сочетание различных вредоносных факторов.

Безусловно, во время первого посещения данного специалиста могут появиться сомнение и недовольства по поводу работы специалиста. Это совершенно нормальная реакция, так как доверия после первого сеансы работы могут добиться только совершенно уникальные специалисты. Существует значительная разница в работе психолога, как разового консультанта и как специалиста, проводящего длительную терапию.

В психологической консультации основной целью обращения человека к психологу является решение краткосрочных проблем, касающихся различных жизненных ситуаций. Таким образом можно решить такие проблемы, как страх публичных выступлений, проблемы в семье, с детьми и прочие бытовые нестыковки. Основной задачей психолога является терпеливое выслушивание клиента, после чего необходимо детально проработать целый ряд мероприятий, которые помогут человеку добиться своей цели. Работа психолога состоит из поиска причины эмоциональной нестабильности человека. Очень часто такие люди были в детстве нелюбимыми детьми, поэтому на протяжении всей жизни они пытаются наверстать упущенное. Задачей психолога в данном случае является поиск наиболее верного пути решения данной проблемы. После сеанса работы с психологом человек находит причину того, почему это с ним произошло и начинает самостоятельно справляться с проблемой.

Следующее, чего можно ждать после посещения кабинета психолога, это выяснение причин ваших личных проблем и неудач. Таким образом, если вы придете в кабинет к специалисту с просьбой, например, избавить вашего мужа от алкогольной зависимости, то он только разведет руками. Основное правило любого психолога – работать непосредственно с тем, кто пришел.

Мы используем чёткие структурированные фразы, где в первую очередь акцент на том, что именно мы хотим донести до человека, до ребёнка. Например: «Хочешь банан?» или «Садись на стул». Если необходимо, мы подкрепляем слова жестом или, например, какой-то визуальной картинкой.

— Пойдём играть в мячик? Пойдём?
— Хочешь в мячик играть?

На приём к психологу пришла мама девочки по имени Аня (ребёнку 4 года). Она обратилась с просьбой помочь ей «справиться» со своей дочерью. В процессе беседы выяснилось, что у Ани есть диагноз, поставленный невропатологом «гиперактивность», дома девочка неуправляема, может целый день бесцельно «носиться» по квартире, переворачивать всё вверх дном, следствием чего является хроническая усталость и раздражительность мамы, что в свою очередь отражается на ребёнке. Рассказывая об этом, мама предлагала свою оценку происходящего: «Может она ненормальная?» Однако в детском саду «гиперактивная» девочка вела себя прямо противоположно поведению дома: забивалась в угол, не вступала в контакт с детьми, на занятиях молчала и в игры не играла. Позы предпочитала статичные, могла без видимых причин начать плакать. У Ани полная семья: мама, папа, младший брат, которого, по словам мамы, Аня часто бьёт. Просьба, адресованная психологу, звучала так: «Сделайте с ней что-нибудь, если это возможно».

Перед непосредственным знакомством с Аней, состоялись беседы с воспитателями группы, физруком и музыкальным руководителем. Полученная картина выглядела следующим образом: у девочки хороший интеллект, развита речь, не это не находит отражения в практической деятельности, так как ребёнок отказывается участвовать в играх и занятиях. Воспитатели подтвердили, что любимое занятие Ани – сидеть в углу, не вступая в контакты.

После этого состоялось знакомство психолога с девочкой, которое было организовано «в щадящем режиме» - во время знакомства и проведения диагностики Аня сидела у мамы на коленях и долгое время отказывалась вступать в разговор. Тем не менее, она воспринимала происходящее вокруг, потому что на вопросы в разговор. Тем не менее, она воспринимала происходящее вокруг, потому что на вопросы отвечала кивками. Спустя длительное время, с использованием игровых приёмов, девочка согласилась нарисовать требуемые для обследования рисунки, но при этом не отпускала маму, которая, видимо, выступала для девочки в роли защитника.

По результатам проведенных диагностических обследований была получена следующая картина: девочка тревожна и неуверенна в себе, у неё ярко выражены страхи, вероятен конфликт амбивалентности по отношению к человеку или выполняемым действиям, что может являться причиной отказа от общения и участия в делах. Кроме того, Аня испытывает дефицит внимания со стороны мамы и очень к ней привязана. Мама была частично проинформирована о результатах диагностики, после чего можно было бы начинать коррекционную работу с ребёнком. Однако перед психологом встал вопрос: в данном случае имеет ли место диагноз «гиперактивность»? В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Как подчёркивает Захаров А.И., ММД сопровождается такими поведенческими проявлениями, как повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность, отсутствие сдерживающих начал. Если в случае с Аней с некоторыми поведенческими реакциями можно согласиться, то трудно понять, как гиперактивный ребёнок может целый день просидеть в углу. Поэтому возникло предположение, что подобное непоследовательное поведение девочки является результатом работы механизма компенсации: неотреагированное эмоциональное напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду, с большой интенсивностью выражается дома. Если к вышеуказанному добавить отсутствие столь необходимого для Ани внимания, то её двигательная расторможенность может интерпретироваться, как способ обратить на себя внимание значимого человека (в данном случае мамы).

Исходя из этого, диагноз «гиперактивность» не учитывался при проведении индивидуальной работы и основная цель, поставленная психологом, заключалась в том, чтобы дать возможность Ане отреагировать имеющееся психоэмоциональное напряжение, вызвать у девочки желание общаться с окружающими людьми, прожить свои страхи.

Курс составил семь занятий с ребёнком и три встречи с мамой.

 -  Почувствовали разницу? Кто хочет прокомментировать?

Далее,  разбившись на группы по 3 человека,  участники  обсуждают  одну из предложенных ими самими ситуацию, в которой    обычно срываются  и кричат на ребенка.  Подгруппа старается найти  иные способы поведения в этих ситуациях:

8. Минилекция: «Иногда это может быть вопрос дисциплины, и вы действительно должны установить определенные рамки,  за которые ребенок не в праве выходить (об этом мы будем говорить на следующем занятии), но даже в таких случаях вы можете говорить в уважительном тоне и не набрасываться на него чуть ли не с кулаками» .

Далее участники в ролях проигрывают заявленные ситуации. Один участник играет роль ребенка, т.е делает то,  что обычно делает его ребенок. А другой  участник «родитель» говорит с ребенком так, как обычно это делают родители.  Эти короткие сценки оказывают сильное воздействие на  всех участников, в том числе и на того, кто поднял эту проблему.

После обсуждения участникам предлагается  обыграть ту же сценку,  но уже с другим вариантом  реагирования на ребенка, стараясь показать  уважительное отношение к нему.

9. Задание  для освоение навыков и умений. На протяжение следующей недели.

10. Медитация (актуализация внутреннего потенциала).

11. Подведение итогов. Комментарии участников. Завершение занятия

Тренинги детско-родительских отношений оказывали большое влияние на пересмотр родителями стереотипного отношения к своему ребенку, способствовали более глубокому пониманию  поведения своих детей, а сами дети,  будучи очень чувствительные к таким позитивным изменениям со стороны своих родителей, становились более спокойными, более уравновешенными, более счастливыми.

даю согласие на участие моего ребенка _____________________________________________

Этот способ
имеет большое значение для детей, которым жизнь кажется скучной, все занятия
неинтересными. Он предполагает работу по повышению значимости происходящих
событий, наполнению смыслом выполняемых действий (аналогично Тому Сойеру,
который смог превратить в удовольствие скучное занятие по покраске забора).


Социальные
пробы

Осуществление
конкретных действий детьми как в специально запланированных жизненных
ситуациях, так и в игровых процедурах позволяет лучше понять собственные
возможности, пройти свое образное социальное закаливание, освоить новые формы и
способы поведения.


Оказание
помощи в поисках идентичности

Указанное направление
воздействия весьма актуально для детей, которые мучительно ищут ответ на
вопрос: «Кто я на самом деле?» Конкретные пути, позволяющие найти ответ на
данный вопрос, могут быть основаны на самопознании, самоанализе, осмыслении
собственных поступков, медитативном погружении и т.д.

В качестве
примера можно привести процедуру «Сосредоточенное мечтание», которая
осуществляется в несколько этапов:

1.  
Составление
проекта желаемого будущего (для этого можно использовать: запись всех желаний,
без критики и ограничений, в течение 10-15 мин; составление фильма о
собственной жизни с фиксацией ряда кадров из желаемого будущего; «путешествие»
на машине временив свое будущее, мысленное путешествие в «особенное место», где
можно побеседовать с мудрецом и услышать его наставления и т. д.).

2.  
Определение
временной сетки (если все, что выделено на первом этапе, относится к
завтрашнему дню, следует подумать о ближней перспективе; если цели относятся к
весьма отдаленному времени, следует подумать о ближайших шагах).

3.  
Выбор
наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.

4.  
Проверка
сформулированных целей и ценностей на позитивность, конкретность, достижимость,
ясность, этичность.

5.  
Составление
списка ресурсов для достижения цели.

6.  
Составление
списка огранич

Наверх