Развитие в 4 года

Ребенку 4 года - Игры и развитие ребенка в 4 года

Развитие ребенка в 4 года (что должен уметь)

Родителей всегда интересует, как развивается их ребенок. Хочется выяснить, в каких областях он особо преуспел, а на какие следует обратить более пристальное внимание. Что же должен знать и уметь современный четырехлетний ребенок:
- находить и узнавать квадрат, круг, овал, треугольник;
- понимать смысл обобщающих слов – посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда;
- знать несколько профессий, названий деревьев, животных;
- показывать предметы слева, справа, вверху, внизу;
- сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине;
- понимать, где один предмет, а где много;
- аккуратно раскрашивать, не выходя за линию;
- нанизывать бусины, пуговицы;
- определить, какой из 4-5-6 предметов исчез;
- пересказывать содержание сказки;
- различать погодные явления, времена года, суток;
- называть привычные бытовые приборы, узнавать их по цвету, форме, предназначению;
- знать подробный домашний адрес, имена мамы, папы, дедушек, бабушек;
- рассмотреть картинку, игрушку, предмет и составить его описание из трех-четырех предложений.

Ребенок и яблоки

Требования к умственному развитию ребенка

Педагоги и психологи сформулировали целый список знаний и умений, которыми должны владеть четырехлетние дети. Вооружившись этим перечнем и понаблюдав за своим чадом, родители самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, смогут определить, насколько своевременно происходит интеллектуальное развитие их малыша. Согласно этому списку ребенок в 4 года должен:

Язык и способности к коммуникации

Ваш любопытный и любознательный ребенок теперь может лучше вести разговор. Кроме того, словарный запас вашего ребенка растет - как и активизируются его мыслительные процессы. Мало того, что ваш ребенок в 4 года в состоянии ответить на простые вопросы легко и логично, но он уже может намного лучше выразить свои чувства.

Большинство детей в этом возрасте любят петь, придумывать песенки и составлять слова. Они энергичны, а порой даже слишком шумные.

♦ ловко лазать по «шведской» стенке; с одинаковой ловкостью ребенок поднимается по этой стенке и опускается по ней; может проводить на «шведской» стенке много времени - особенно в компании таких же малышей;

♦ может ловко и уверенно сидеть на узле каната, раскачиваться на канате, крутиться на нем; однако, ребенок еще не может подниматься по канату, поскольку не хватает силы рук;

Ребенок уже в четыре года может достаточно полно и последовательно
объяснить все необходимые действия.

9. Тест на ориентировку в пространстве

Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они
лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросите спрятать
мишку под стол и достать карандаш из-под стула. Затем спросите,
где верх, где низ, что значит - пойти вперед, а что значит - пойти
назад, что лежит в коробке и под коробкой.

В три с половиной года ребенок еще совершает 1-2 ошибки, но в четыре
года он должен выполнять все задание правильно.

10. Тест на внимание

Возмите 24 картинки с нарисованными на них различными предметами.
Предложите ребенку внимательно их рассмотреть.

У вас в руках второй точно такой же набор картинок.

Вы показываете ребенку одну картинку и просите его отыскать среди
множества рисунков тот, что похож на эту картинку. Сначала спросите
ребенка, что нарисовано на картинке, затем он отыскивает ее среди
других.

Ребенок трех с половиной лет находит 8-10 изображений из 10, при
этом часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение, ищет,
опираясь на словесное обозначение, поэтому могут быть ошибки, когда
ребенок подбирает, например, к картинке с яблоком арбуз, назвав
и то и другое яблоком.

Ребенок четырех-пяти лет легко выполняет это задание.
11. Тест на память

А) Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать
со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери,
постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.
Предварительно объясните ребенку, что он должен внимательно выслушать
и запомнить все действия.
Ребенок трех-четырех лет правильно выполняет 5-6 действий, а ребенок
четырех-пяти лет справляется со всеми действиями подряд.

Б) Попросите ребенка запомнить и повторить следующие фразы: "Его
зовут Димой. Он учится в школе"; "Сегодня на улице много
грязи и луж"; "Катя услышала свисток и увидела поезд";
"Летом в лесу было много грибов и ягод".

Затем зачитайте цифровой ряд:
4-7-1; 3-8-6; 2-5-9; 3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-1-9-6.

Ребенок трех-четырех лет повторяет 2-3 фразы с ошибками и 2-3 цифры.
Ребенок четырех-пяти лет повторяет правильно почти все фразы и 3-4
цифры.

В) Покажите ребенку 10 карточек с изображением простых и знакомых
ему объектов. Показывая ребенку карточки по одной, попросите его
называть их. (Показываете по одной картинке, закрывая все остальные.)
Затем закрываете все картинки листом бумаги, просите ребенка назвать
те картинки, которые он запомнил.

Ребенок трех с половиной-четырех лет отгадывает 4-6 карточек после
повторений.
Ребенок четырех-пяти лет запоминает и отгадывает 7-8 карточек из
10.

12. Тест на словарный запас

Покажите ребенку по отдельности картинки с изображением различных
распространенных, общеизвестных предметов и спросите: "Что
это?" или "Что тут нарисовано?"

Ребенок трех с половиной лет правильно называет практически все
изображения, затрудняется назвать сходные предметы (например, "автобус,
троллейбус"). В четыре с половиной года ребенок называет все
изображения правильно.

13. Тест на крупную моторику

Ребенок четырех лет спускается вниз по лестнице, ставит по одной
ноге на каждую ступеньку.
14. Тест на тонкую моторику

Ребенок четырех-пяти лет может нарисовать человека: туловище, голова,
руки, ноги, элементы одежды. Скопировать рисунок дома с трубой и
забором около дома.

15. Тест-наблюдение "Культура общения"

Психология четырехлетнего ребенка

Развитие ребенка идет тем успешнее, чем сознательнее отношение родителей к его воспитанию

Тесный контакт родителей малыша, посещающего дошкольное учреждение, с воспитателями поможет дома продолжить и закрепить то, чему его учат там. 

Причины возникновения заикания у деток 4 лет могут быть разные:

  • болезнь, которую перенес малыш, будучи в утробе матери или же после рождения
  • нервное напряжение, вследствие регулярных ссор родителей, стрессов, наказаний.
  • нестабильное психическое состояние, которое вызвано испугом, переживанием, чувством страха.
  • подражание взрослому – близкому человеку, если тот заикается
  • чрезмерная умственная нагрузка, к примеру, обучение одновременно нескольким языкам.

Если крошка знает буквы, но не умеет читать – не беда. Его развитие очень правильно, скоро он научится складывать буквы в слова. В возрасте  четырех лет малышу можно купить магнитную доску с буквами и слогами, фломастеры и мелки. Безусловно, он заинтересуется новой игрушкой и будет беспрерывно спрашивать у взрослых: «Что я написал?», «Как написать такое-то слово?». А родителям остается только показывать чаду, как складывать слово из букв, откуда начинать, в какую сторону смотрят те или иные буквы.

Чтобы развитие проходило гармонично, ребенка надо водить на детские представления, утренники, цирк. К первому посещению лучше малыша подготовить – вдруг испугается. Слишком частые выходы в «свет» также нежелательны. Раза в одну-две недели будет более чем достаточно.


Всячески пытайся поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее! Ты и не заметишь, как вырастишь вундеркинда.

Наверх