» » Ребенок отстает в развитии

Ребенок отстает в развитии

Причины и признаки отставания в развитии ребенка

Все дети развиваются в разном темпе, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Единого шаблона не существует. Тем не менее, если ребенок начинает ходить и говорить позже, чем его сверстники, это может стать для родителей причиной беспокойства, у них появляются подозрения, что ребенок отстает в развитии. Конечно, возрастной диапазон, когда дети делают свой первый шаг или произносят первое слово, очень широк, поэтому небольшое отставание от общепринятых норм – не повод для волнения. Отставание в физическом и умственном развитии можно вычислить по особенностям поведения ребенка, поэтому родителям «ленивых» малышей следует знать, на что обратить внимание, чтобы определить, отстает ли ребенок в развитии.

Ваш малыш все понимает, делает, что вы ему говорите, трясет головой “да” или “нет”, но не говорит? Не волнуйтесь, это обычное дело. Позднее языковое развитие является наиболее распространенной задержкой, встречаясь у 1 из 10 деток. Это происходит потому, что общение – очень сложный процесс. Он требует понимания и говорения, а эти умения развиваются отдельно друг от друга. Рецептивный язык (понимание) развивается первым и обычно появляется за полгода до развития экспрессивного языка (говорения). Так что, например, если ваш малыш способен указать на свой нос, если вы его просите, это знак, что умения развиваются, даже если он еще не говорит.
Ребенок отстает в развитии
Если вашему малышу больше 2 лет, задумайтесь, даете ли вы ему возможность говорить. Ведь всегда быстрее угадать, что малыш хочет, чем ждать, пока он выговорит свое желание словами. Не торопитесь. Ожидание и терпение вознаграждается увеличением словаря крохи.

Личность также играет роль в общении. Некоторые детки тихие от природы. Вы можете помочь им разговориться, рассказывая стишки, поя песенки, повторяя звуки, которые они произносят, побуждая их повторять за вами. Читайте вместе книги, указывайте на картинки и говорите, что там изображено. Просите малыша тоже показать и назвать.

Чтобы ребенок догнал в развитии сверстников, выяснить причину недостаточно. Специалисты (психиатр и невролог) должны назначить обследование и поставить диагноз. Только после этого можно начинать комплексное лечение.

    - не закрывает, не щурит глаза при ярком источнике света;
    - редко и лишь на мгновение фиксирует взгляд на предмете, лице взрослого;
    - не может проследить взором за движением игрушек и предметов или следит фрагментарно после 3 месяцев;
    - поведение и мимика ребенка не меняется при виде матери и близких людей (не появляется реакция оживления в ответ на ласковый разговор близких);
    - не испытывает интереса к игрушкам, предметам, своим рукам, не изучает их взглядом;
    - у ребенка отмечается различное (неодинаковое) движение глазных яблок (вправо, влево, вверх, вниз).

При наличии вышеперечисленных особенностей формирования зрительных ориентировочных реакций и зрительного восприятия у детей необходимо обратиться к педиатру, офтальмологу, специальному педагогу.

Признаки отставания в двигательном развитии

К содержанию

Как понять, видит ли ваш малыш?

Уточнить возможности зрительной функции малыша также можно в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы малыш был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света. Вы можете проверить прослеживающие движения глаз малыша.

Необходимо взять интересную для малыша игрушку и посмотреть, сосредотачивается ли он на ней, прослеживает ли за ней вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях; есть ли реакция сужения зрачка при приближении игрушки на расстояние 15-20 см и расширение зрачка при удалении ее на расстояние 60-80 см. Следует обратить внимание на то, следит ли малыш за игрушкой глазами, одинаково ли двигаются глазные яблоки вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, плавно или прерывисто они двигаются при прослеживании.

ЦИТАТА (ogonivoda @ 15 янв 2009, 19:25)

3. Не в коем случае не откладывайте -само не выровняется и не перерастется. Уже пройдено -родителям кот. было по барабану -диагноз только усугубится. Заниматься и заниматься, на 90% - это ваши усилия.

ППКС! ogonivoda - :4u:
От себя добавлю: терять время при таком диагнозе недопустимо! То, что с легкостью корректируется у деток до 1 года, с трудностями корректируется до 3 лет и т.д.
Мне этот диагноз знаком не понаслышке. Сына лечили-развивали. Сейчас ему 10 лет. Прежние проблемы остались только в моей памяти. Он хорошо учится в обычной школе. Интересуется историей, географией, военным делом. Развитый молодой человек, интересный собеседник. Получилось так, что лет до 7-8 я его "развивала", а теперь он меня :)

ЦИТАТА (Алена и Гогич @ 3 фев 2009, 08:01)

Теперь про специальные сады для деток с задержкой. Ничего в них страшного нет. Занятия с детьми проводят и оказывают своевременную помощь. Групки по 5 человек не более на занятиях, а это дает возможность тщательно отработать материал с каждым малышом. Большое количество индивидуальных занятий. Да если б так с нормой в садах занимались... все бы Энштейнами были.

Ну, наверно, сейчас так. Но в 1997-2002 годах не в Москве, а в Черноземье, эти сады выглядели по-другому: группы из 15 разновозрастных детей, у которых 1 воспитатель и 1 нянечка. Есть логопед, но занимается 2 раза в неделю и т.п. Никаким особым "развитием" и не пахло. Видимо, в разных регионах эти учреждения разные.

Алена и Гогич

6 фев 2009, 10:31

Nuta, не вру.)) Сама дефектолог. Плохо, что сейчас интегрированное обучение вводят, а раз особых в норму интегрируют, то и закрывают для особых сады. Но ...дефектологов не сокращают.


Алена иГогич у меня к вам вопрос. Вот вы писали что диагноз ЗПР только на ПМПКмогут выставить? А как в таком случае нам логопед такой диагноз выставляет в одиночку. Я уже писала кстати об этом в другой темке

Алена и Гогич

10 фев 2009, 03:52

нотта, Ём оЁ!!!!!! ЛОГОПЕД НЕ ИМЕЕТ ПРАВА СТАВИТЬ ТАКОЙ ДИАГНОЗ!!!!!!!!!
ТОЛЬКО ПСИХОЛОГО- МЕДИКО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ!!!!!! ЗНАЙТЕ СВОИ ПРАВА!!!!!!!! НИКАКИХ ДИАГНОЗОВ!!!
Девочки, вы сами по своему желанию можете обратиться на консультацию в ПМПК. Вас там не съедят. А логопед.... на три буквы...

Ирина Архипенко

10 фев 2009, 04:45


Здравствуйте, девочки! господи, как все знакомо. Сначала о сегодняшнем. Дочь учиться в универе, школу закончила без троек. А в 3 года был диагноз - перинотальная энцелопатия, в 7 - "хорошо выдрессированная дебилка" _ это психиатр сказал моей подруге, члену ПМПК. в 8 лет. - ЗПР. Причем на ПМПК - дочь выводили учителя - проблемы с поведением - гиперактивность.
Девочки, не отчаивайтесь, занимайтесь с ребенком. В свое время я испробовала все, что могла найти в книгах. Очень помогли Никитинские игры. игры Мантессори...
Но самое главное, любите свое дитя, разговаривайте с нем, отвечайте на все заданные вопросы. Заставляйте детский мозг "шевелиться"... искать самому ответы на вопросы, а вы только задавайте направление....
Если на подробнее об играх обязательно отвечу.

Алена и Гогич

Вот несколько примеров обучения детей, совсем не умеющих играть.

  1. Поиграем на гармони (дудочке, барабане и др.). Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук, сопровождая пением: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждая сделать то же самое (постучать по барабану, подуть в трубу и др.). Продвигаясь по комнате, играя и напевая, взрослый добивается, чтобы ребенок следил за движущимся источником звука.

  2. Куда укатился мячик (шарик). Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая по столу от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.

  3. Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждает ребенка, чтобы он ее поймал, как только она выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, но затем то справа, то слева от края подушки. В заключение игрушка может появляться в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за ее передвижением.

  4. Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно. Ребенок сидит на полу, разведя ноги в стороны. В такой же позе сидит напротив него взрослый. Он катит ребенку мяч: "Лови!" И предлагает вернуть мяч обратно. Мяч прокатывается несколько раз.

  5. Бросание мяча по показу взрослого: вверх, о пол, в стену, через голову и т.п. Постарайтесь, чтобы ребенок имел возможность сам доставать мяч из мест, куда тот закатился.

  6. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч. Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает мелкие движения кистями рук: "птички полетели". Предлагает ребенку сделать то же самое: "Покажи, как птички полетели", "Поболтаем ножками", "Покачаем головкой" и др.

  7. Нанизывание колец пирамиды. Кольца с простой пирамиды (не более 4-5 крупных элементов) снимают на глазах у ребенка. Взрослый, забрав все кольца себе, выдает их ребенку по одному. Когда ребенок научится нанизывать их на стержень, перед ним выкладывают все кольца и предлагают самому собрать пирамиду. При этом следует обращать внимание ребенка на то, что изо всех лежащих перед ним колец надо выбирать самое большое.

  8. Бросание мелких предметов (мозаик, бусинок) в сосуд с узким горлышком или узким отверстием. Ребенок должен брать по одной и бросать в сосуд. Потряхивая сосуд, прислушиваться, много ли там бусинок или одна. Рекомендуется забрасывать бусинки попеременно то правой, то левой рукой.

  9. Складывание небольших парных предметов, игрушек в мешочек. Ребенок из разбросанных перед ним предметов выбирает два одинаковых и опускает их в мешок, например: два кубика, две пуговицы, двух одинаковых зайчиков и др.

  10. Класть ладошки на стол так, как их положил взрослый. Ребенок вслед за взрослым повторяет движения кистями рук: ладони прижаты к столу, обращены вверх, можно поставить их на ребро, зажать в кулаки и т.д. После того как ребенок научится повторять каждое движение в отдельности, попробуйте, чтобы он воспроизвел за вами две позы ваших рук, например: ладони вниз - ладони вверх или ладони на ребро - ладони вниз и др. (Эта игра особенно полезна детям со значительным отставании в развитии речи).

Поиграем на гармони (дудочке, барабане и др.). Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук, сопровождая пением: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждая сделать то же самое (постучать по барабану, подуть в трубу и др.). Продвигаясь по комнате, играя и напевая, взрослый добивается, чтобы ребенок следил за движущимся источником звука.

Куда укатился мячик (шарик). Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая по столу от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.

Поведение младенца в первые месяцы жизни зависит в основном от двух причин: врожденного темперамента и состояния его здоровья. Самая древняя классификация темпераментов делит людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. С точки зрения современной психологии, принадлежность к тому или иному темпераменту обусловлена интенсивностью процессов возбуждения и торможения, а также быстротой их смены. Среди детишек, способных молча лежать или сидеть в коляске, вы никогда не встретите холериков (оба процесса у них сильны, но возбуждение преобладает) и сангвиников (самые уравновешенные, так как оба процесса у них активны и подвижны). Такие дети могут быть лишь флегматиками (процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, переход — медленный) или меланхоликами (и возбуждение, и торможение имеют малую силу, переход тоже дается с трудом). Нередко уже одного этого может быть достаточно, чтобы малыш, придя в детский сад, прослыл «копушей» или «мямлей», а с началом занятий по подготовке к школе попал в неуспевающие. Он «удобен» для взрослых до тех пор, пока сидит в коляске или манеже.
Состояние здоровья недавно родившегося ребенка зависит в первую очередь от того, как протекали беременность и роды. Пережитые мамой осложнения часто становятся причиной разнообразных нарушений у малыша. Причем ребенок, который сообщает о своем дискомфорте громким настойчивым плачем, скорее получит необходимую ему помощь, чем тот, который предпочитает лежать тихо даже в мокрых пеленках.

Полезные ссылки:


Таблицы прибавки в весе и росте у детей (нормативы ВОЗ)

Личностное развитие (третий год жизни)

• Стремится ли к самостоятельности.

• Испытывает ли гордость за самостоятельно выполненные действия (хвалится, показывает, привлекает внимание взрослых).

• Требует ли от окружающих признания собственных достижений. Наблюдают, насколько требователен ребенок и настойчив в отстаивании собственной самостоятельности.

• Проявляет ли интерес к сверстнику: следит ли за его действиями, подражает ли ему, пытается взаимодействовать, стремится к контакту.

• Какими средствами привлекает сверстника к взаимодействию: называет по имени, тянет за руку, тащит, предлагает игрушки и т. д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Основные параметры развития детей от рождения до 7 лет

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

Младенческий возраст (от рождения до года)

Первое полугодие жизни

Комплекс оживления (КО)

Эмоциональный отклик в виде положительного эмоционального мимико-соматического комплекса. Эмоциональная активность и потребность в общении со взрослым. Комплекс оживления из ответного переходит на уровень инициативного

Задержка появления КО. Зрительный контакт кратковременный. Эмоциональный отклик замедлен, фрагментарен, слабо выражен. Активность слабая. КО не становится инициативным

Развитие сенсорных систем: фиксация взора, выделение звука, ощущение собственного тела. Слежение, координация

К концу первого полугодия уже возникает координация. Фиксация взора устойчивая

Недостаточно фиксирует взор, не всегда поворачивает голову в сторону источника звука, с трудом прослеживает за движущимися предметами и звучащими объектами. Слабо фиксирует взор на своей руке. Недостаточно выделяет лицо взрослого

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

Младенческий возраст (от рождения до года)

Первое полугодие жизни

Комплекс оживления (КО)

Эмоциональный отклик в виде положительного эмоционального мимико-соматического комплекса. Эмоциональная активность и потребность в общении со взрослым. Комплекс оживления из ответного переходит на уровень инициативного

Задержка появления КО. Зрительный контакт кратковременный. Эмоциональный отклик замедлен, фрагментарен, слабо выражен. Активность слабая. КО не становится инициативным

Развитие сенсорных систем: фиксация взора, выделение звука, ощущение собственного тела. Слежение, координация

К концу первого полугодия уже возникает координация. Фиксация взора устойчивая

Недостаточно фиксирует взор, не всегда поворачивает голову в сторону источника звука, с трудом прослеживает за движущимися предметами и звучащими объектами. Слабо фиксирует взор на своей руке. Недостаточно выделяет лицо взрослого

Продолжение табл.

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

Второе полугодие жизни

Развитие познавательных функций руки

Противопоставление большого пальца, пальцевый захват, удерживание, приближение и обследование предметов. Активное манипулирование предметами

«Обезьянье» хватание, трудности пальцевого захватывания, удерживания и манипулирования предметами. Снижение манипулятивной активности, редкие попытки действовать двумя руками. Трудности фиксации взора на руке (руках), а тем более — прослеживание за ее (их) движениями. Выраженное «приведенное» положение большого пальца руки

Познавательная активность

Возникновение познавательной установки «Что это?», указательного и соотносящего жестов и активного (структурированного и ответного) лепета

Слабая познавательная активность. Не выражена потребность получить видимые предметы, не тянет руку к предмету, почти не нуждается во взрослом. Недостаточное использование указательного и соотносящего жестов

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

Второе полугодие жизни

Развитие познавательных функций руки

Противопоставление большого пальца, пальцевый захват, удерживание, приближение и обследование предметов. Активное манипулирование предметами

«Обезьянье» хватание, трудности пальцевого захватывания, удерживания и манипулирования предметами. Снижение манипулятивной активности, редкие попытки действовать двумя руками. Трудности фиксации взора на руке (руках), а тем более — прослеживание за ее (их) движениями. Выраженное «приведенное» положение большого пальца руки

Познавательная активность

Возникновение познавательной установки «Что это?», указательного и соотносящего жестов и активного (структурированного и ответного) лепета

Слабая познавательная активность. Не выражена потребность получить видимые предметы, не тянет руку к предмету, почти не нуждается во взрослом. Недостаточное использование указательного и соотносящего жестов


Чувство ритма

Активное многократное повторение и чередование ручных действий. Воспроизведение серий повторяющихся и чередующихся слогов. Удовольствие от ритмических движений

Ритмическая организация манипулятивных действий просматривается слабо. Вместо развернутых серий ритмического лепета — отдельные единичные слоги. Слабое стремление к ритмизированным движениям (приседаниям и пр.)

Ранний возраст (от года до 3 лет)

Восприятие: предметов

Выделяет предметы из фона, стремится к познанию функциональных свойств объектов. Познавательная установка «Что с ним можно делать? Что он делает? Зачем он?». Действия с предметами активны и осмысленны. Пространственные свойства учитывает в процессе действий с предметами

Медленно осваивает предметные действия. Восприятие функциональных свойств предметов недостаточно. Соотносящие действия затруднены. Предметные действия недостаточно активны. При затруднениях не возникает речь


Чувство ритма

Активное многократное повторение и чередование ручных действий. Воспроизведение серий повторяющихся и чередующихся слогов. Удовольствие от ритмических движений

Ритмическая организация манипулятивных действий просматривается слабо. Вместо развернутых серий ритмического лепета — отдельные единичные слоги. Слабое стремление к ритмизированным движениям (приседаниям и пр.)

Ранний возраст (от года до 3 лет)

Восприятие: предметов

Выделяет предметы из фона, стремится к познанию функциональных свойств объектов. Познавательная установка «Что с ним можно делать? Что он делает? Зачем он?». Действия с предметами активны и осмысленны. Пространственные свойства учитывает в процессе действий с предметами

Медленно осваивает предметные действия. Восприятие функциональных свойств предметов недостаточно. Соотносящие действия затруднены. Предметные действия недостаточно активны. При затруднениях не возникает речь

Продолжение табл.

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

взрослых

Выражает активную направленность на сотрудничество со взрослым. Действует по подражанию. Эмоционально заражаем. Стремится к самостоятельности. Гордится своими достижениями. Испытывает потребность в принятии и положительной оценке. Рассматривает себя в зеркале, на фотографиях, узнает себя и близких. Радуется узнаванию

Не стремится к сотрудничеству, плохо подражает эмоциональному поведению взрослого, его действиям и речи. Нуждается в постоянной поддержке, несамостоятелен, индифферентен к положительной оценке. Не узнает. При узнавании не проявляет эмоционального отношения. Не сопоставляет объект и изображение

сверстника

Проявляет интерес к сверстнику. В конце раннего возраста стремится к совместной деятельности с ним

Интерес к сверстнику почти не выражен. Сосуществование «рядом», но не «вместе»

Ориентировочные действия

Активные «поисковые» результативные пробы. Оценивает успех и неудачу

Пробы единичные, нередко «силовые», без ориентировки на цель

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

взрослых

Выражает активную направленность на сотрудничество со взрослым. Действует по подражанию. Эмоционально заражаем. Стремится к самостоятельности. Гордится своими достижениями. Испытывает потребность в принятии и положительной оценке. Рассматривает себя в зеркале, на фотографиях, узнает себя и близких. Радуется узнаванию

Не стремится к сотрудничеству, плохо подражает эмоциональному поведению взрослого, его действиям и речи. Нуждается в постоянной поддержке, несамостоятелен, индифферентен к положительной оценке. Не узнает. При узнавании не проявляет эмоционального отношения. Не сопоставляет объект и изображение

сверстника

Проявляет интерес к сверстнику. В конце раннего возраста стремится к совместной деятельности с ним

Интерес к сверстнику почти не выражен. Сосуществование «рядом», но не «вместе»

Ориентировочные действия

Активные «поисковые» результативные пробы. Оценивает успех и неудачу

Пробы единичные, нередко «силовые», без ориентировки на цель


Решение наглядных проблемных ситуаций, требующих применения орудий и вспомогательных предметов. Наглядно-действенное мышление

Активно анализирует условия с точки зрения конечной цели. Проявляет активность в поисках вспомогательных средств для достижения цели. Радуется успеху, фиксирует это в слове. Обращен ко взрослому

Недостаточно выделяет цель как руководство к построению действенного «маршрута» следования к ней. Недостаточно проводит предварительный анализ ситуации, не ориентируется при этом на конечную цель. В поисках средств активности не проявляет. Не стремится разделить со взрослым успешность достижений. Действия в речи не отражает

Предметная игра

Выделяет куклу из других игрушек. Активно действует с ней. К концу раннего возраста проявляет к ней отношение как к ребенку (действует, разговаривает как с живой)

Кукла не выделяется из других предметов, ребенок действует с ней, не проявляя нежности и ласки. Кукла не является заместителем человека (ребенка). Игра почти лишена речевого сопровождения

Рисование

Активно, ритмично черкает. «Опредмечивает» каракули, называет их, радуется узнаванию. Гордится своими успехами, ищет поощрения у взрослого

Графическая деятельность не увлекает ребенка, ассоциативные образы возникают редко и не отличаются разнообразием. Установленная связь не закрепляется в слове-названии


Решение наглядных проблемных ситуаций, требующих применения орудий и вспомогательных предметов. Наглядно-действенное мышление

Активно анализирует условия с точки зрения конечной цели. Проявляет активность в поисках вспомогательных средств для достижения цели. Радуется успеху, фиксирует это в слове. Обращен ко взрослому

Недостаточно выделяет цель как руководство к построению действенного «маршрута» следования к ней. Недостаточно проводит предварительный анализ ситуации, не ориентируется при этом на конечную цель. В поисках средств активности не проявляет. Не стремится разделить со взрослым успешность достижений. Действия в речи не отражает

Предметная игра

Выделяет куклу из других игрушек. Активно действует с ней. К концу раннего возраста проявляет к ней отношение как к ребенку (действует, разговаривает как с живой)

Кукла не выделяется из других предметов, ребенок действует с ней, не проявляя нежности и ласки. Кукла не является заместителем человека (ребенка). Игра почти лишена речевого сопровождения

Рисование

Активно, ритмично черкает. «Опредмечивает» каракули, называет их, радуется узнаванию. Гордится своими успехами, ищет поощрения у взрослого

Графическая деятельность не увлекает ребенка, ассоциативные образы возникают редко и не отличаются разнообразием. Установленная связь не закрепляется в слове-названии

Продолжение табл.

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

Конструирование

Любит громоздить строительный материал без определенной цели. К концу раннего возраста — с определенной целью. Стремится к сотрудничеству. Радуется успеху. Создает устойчивые постройки. Играет с ними

Интерес к строительным материалам формальный. Почти не строит с игровой целью. Мало привлекает взрослого к сотрудничеству

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

Восприятие: предметное

Анализирующее восприятие. Устанавливает смысловую связь между внешними и внутренними (функциональными) свойствами и признаками объектов. Выполняет действия с опорой на выделенные признаки (идентификации и группировки). Использует сенсорные эталоны

Затрудняется в выделении плоской (контура) и объемной формы в предмете, не использует для этого вспомогательные движения. Затрудняется в использовании усвоенных действий восприятия в новых условиях. Сенсорные эталоны использует формально

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

Конструирование

Любит громоздить строительный материал без определенной цели. К концу раннего возраста — с определенной целью. Стремится к сотрудничеству. Радуется успеху. Создает устойчивые постройки. Играет с ними

Интерес к строительным материалам формальный. Почти не строит с игровой целью. Мало привлекает взрослого к сотрудничеству

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

Восприятие: предметное

Анализирующее восприятие. Устанавливает смысловую связь между внешними и внутренними (функциональными) свойствами и признаками объектов. Выполняет действия с опорой на выделенные признаки (идентификации и группировки). Использует сенсорные эталоны

Затрудняется в выделении плоской (контура) и объемной формы в предмете, не использует для этого вспомогательные движения. Затрудняется в использовании усвоенных действий восприятия в новых условиях. Сенсорные эталоны использует формально


социальное

Внимательно следит за поведением взрослых, пытается понять их отношения. Проявляет особый интерес к сверстнику, активно взаимодействует с ними. Укрепляется образ «Я»

Ориентирован в основном на взрослого, сверстник не воспринимается в качестве объекта взаимодействия («закрытость» сверстника). Иногда взаимодействие со сверстником строится на отрицательной эмоциональной основе. Слабая способность к игровому партнерству. Ограничение средств взаимодействия

Представления

Имеет полные устойчивые представления о разных областях действительности (предметной и социальной). В структуре представления имеются три познавательные установки («Что это?», «Что делает?», «Почему такой?»). Часто задает вопрос «Почему?». Познавательно активен. Представления отражает в речи, ролевых и театрализованных играх, рисовании, конструировании

Представления структурно и содержательно неполны, стереотипны, не схематизированы, склонны к уподоблению и быстрому забыванию. Трудно актуализируются по слову. Непригодность представлений для полноценной мыслительной деятельности, создания игровых образов и образов рисунка


социальное

Внимательно следит за поведением взрослых, пытается понять их отношения. Проявляет особый интерес к сверстнику, активно взаимодействует с ними. Укрепляется образ «Я»

Ориентирован в основном на взрослого, сверстник не воспринимается в качестве объекта взаимодействия («закрытость» сверстника). Иногда взаимодействие со сверстником строится на отрицательной эмоциональной основе. Слабая способность к игровому партнерству. Ограничение средств взаимодействия

Представления

Имеет полные устойчивые представления о разных областях действительности (предметной и социальной). В структуре представления имеются три познавательные установки («Что это?», «Что делает?», «Почему такой?»). Часто задает вопрос «Почему?». Познавательно активен. Представления отражает в речи, ролевых и театрализованных играх, рисовании, конструировании

Представления структурно и содержательно неполны, стереотипны, не схематизированы, склонны к уподоблению и быстрому забыванию. Трудно актуализируются по слову. Непригодность представлений для полноценной мыслительной деятельности, создания игровых образов и образов рисунка

Окончание таблицы

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

Игра

В младшем возрасте режиссерские игры с партнером, не имеющим собственной игровой программы (с куклой), затем ролевые игры с партнером (сверстником). Выделение ролевого правила. Развитие произвольности

Трудности ролевого поведения, соскальзывание с роли, слабая произвольность, бедность содержания ролей, склонность к стереотипному воспроизведению роли. Недостаточность выделения ролевого правила и невозможность следовать ему. Недостаточность регулирующей роли речи в игровом процессе. Невозможность наладить партнерские отношения в игре. Трудности замещения на всех уровнях: предметном, позиционном (ролевом), ситуативном (уровне воображаемой ситуации)

Рисование

Ориентировка на отражение социального содержания и собственного игрового, бытового, эмоционального и познавательного опыта. Расширение содержания рисунка речью и игрой. Стремление отражать связное содержание. Коммуникативность рисования

Склонность к подражательности и стереотипности, отсутствие или бедность замысла, слабое речевое сопровождение, потеря и изменение замысла. Бедность содержания рисунка, отсутствие сюжетности и ограниченность в использовании доступных средств выражения

Возраст и показатели развития

Нормальное развитие

Признаки отставания в развитии

Игра

В младшем возрасте режиссерские игры с партнером, не имеющим собственной игровой программы (с куклой), затем ролевые игры с партнером (сверстником). Выделение ролевого правила. Развитие произвольности

Трудности ролевого поведения, соскальзывание с роли, слабая произвольность, бедность содержания ролей, склонность к стереотипному воспроизведению роли. Недостаточность выделения ролевого правила и невозможность следовать ему. Недостаточность регулирующей роли речи в игровом процессе. Невозможность наладить партнерские отношения в игре. Трудности замещения на всех уровнях: предметном, позиционном (ролевом), ситуативном (уровне воображаемой ситуации)

Рисование

Ориентировка на отражение социального содержания и собственного игрового, бытового, эмоционального и познавательного опыта. Расширение содержания рисунка речью и игрой. Стремление отражать связное содержание. Коммуникативность рисования

Склонность к подражательности и стереотипности, отсутствие или бедность замысла, слабое речевое сопровождение, потеря и изменение замысла. Бедность содержания рисунка, отсутствие сюжетности и ограниченность в использовании доступных средств выражения

Конструирование

Выполняют задания по объемным и плоскостным образцам на основе предварительного анализа. Сравнивают результат с образцом. Оценивают выполнение. Конструируют целое по фрагментам на основе предварительного образа. Составляют маршруты движения, работают с простейшими схемами-планами. Конструируют в свободное время по собственному конструктивному замыслу. Используют навыки конструирования в строительных и ролевых играх

Испытывают трудности в анализе образца при работе по образцу, особенно графическому. Часто оказываются не в состоянии самостоятельно создать графическую модель по созданной постройке. Трудности в ориентировке в отраженном пространстве. Слабое использование приобретенных навыков в свободном конструировании. Отсутствие и бедность конструктивного замысла

Конструирование

Выполняют задания по объемным и плоскостным образцам на основе предварительного анализа. Сравнивают результат с образцом. Оценивают выполнение. Конструируют целое по фрагментам на основе предварительного образа. Составляют маршруты движения, работают с простейшими схемами-планами. Конструируют в свободное время по собственному конструктивному замыслу. Используют навыки конструирования в строительных и ролевых играх

Испытывают трудности в анализе образца при работе по образцу, особенно графическому. Часто оказываются не в состоянии самостоятельно создать графическую модель по созданной постройке. Трудности в ориентировке в отраженном пространстве. Слабое использование приобретенных навыков в свободном конструировании. Отсутствие и бедность конструктивного замысла

Серия «Дошкольник. Коррекция»

Гаврилушкина Ольга Петровна

РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ?

Семейная школа

Учебно-методическое пособие

Зав. редакцией Л. В. Наумова

Ответственный редактор Л. В. Наумова

Художественное оформление А. Л. Кашеков

Технический редактор И. В. Грибкова

Компьютерная верстка М. М. Яровицкая

Корректор И. А. Никанорова

Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.010105.09.08 от 22.09.2008.

Подписано к печати 15.09.09. Формат 84×108 1/32.

Бумага типографская. Гарнитура «Школьная». Печать офсетная.

Усл. печ. л. 10,92. Тираж 5000 экз. Заказ № 10985.

ООО «Дрофа». 127018, Москва, Сущевский вал, 49.

Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги
просим направлять в редакцию общего образования
издательства «Дрофа»:
127018, Москва, а/я 79.
Тел.: (495) 795-05-41. E-mail: [email protected]

По вопросам приобретения продукции
издательства «Дрофа» обращаться по адресу:

127018, Москва, Сущевский вал, 49.

Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52.

Торговый дом «Школьник».
109172, Москва, ул. Малые Каменщики, д. 6, стр. 1А.
Тел.: (495) 911-70-24, 912-15-16, 912-45-76.

Сеть магазинов «Переплетные птицы».
Тел.: (495) 912-45-76.

Интернет-магазин: http://www.drofa.ru

Отпечатано в ОАО "Тульская типография".
300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.

№ стр

Место на странице

Ошибка

Должно быть

Примечание

58

1 абзац снизу

в изоизображениях

в изображениях

 

68

2 абзац сверху

Для понимания смысла сюжета и его финала необходимо было правильно воспринять жесты отчаяния (вскинутые в защитном движении руки), учесть подня?

© 2015 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.
Наверх