Мальчик в неполной семье

Мать-одиночка (с точки зрения психологии), ошибки воспитание сына матерью одиночкой

По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сфере ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной.

Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интерес к учебе. Как связано участие мужчины в воспитании с формированием этих качеств с учетом того, что структуры мужского и женского мышления несколько различны?

Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации, более склоны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, часто имеют умелые руки, и вообще их ум направлен больше на вещи, чем на людей.

Женщины же часто превосходят мужчин в том, что касается речевых навыков, у них больший словарный запас по сравнению с мужчинами, они умеют оперировать понятиями, способны к быстрому интуитивному схватыванию ситуации в целом. Они обычно лучше разбираются в людях, более тонко чувствуют нюансы межличностных отношений. Конечно, есть множество исключений, но это хотя и самые общие, но тем не менее реальные тенденции.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встречались оба типа мышления: и мужской и женский.

Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, — отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек.

По данным многочисленных исследований, способности к математике, особенно к геометрии, — качества, в наибольшей степени страдающие при дефиците мужского влияния. Математические способности – едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского внимания.  Недоразвитость этих способностей не связана ни с материальными трудностями «безотцовой» семьи, ни с конфликтами, сопровождающими уход отца. В ее основе – отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной.

Как не удариться в крайности, воспитывая сына без участия отца? Какие ошибки подстерегают отважных мам на тернистом пути родительства? А главное – как воспитать настоящего мужчину?

Проблема №1. Недостаток мужественности. Некоторые мамы перегибают палку уже с самого рождения крохи. Недостаток твердой мужской руки они решают компенсировать суровым воспитанием – никаких телячьих нежностей, упор на мальчишечьи игры прямо с пеленок и максимум самостоятельности. Их мотивы понятны – никому не хочется вырастить маменькиного сынка, однако время для спартанского воспитания выбрано неверно. Любой малыш имеет право на получение щедрой порции ласки и нежности, и отсутствующий папа никак не может стать причиной дефицита материнского тепла.

Для начала разберемся с самыми распространенными ошибками, которые допускает большинство родителей в воспитании будущих защитников и настоящих мужчин. Итак, запоминаем, как НЕ НАДО воспитывать мальчиков:

Одни считают, что видя страдания своей самой близкой женщины, они не позволят так же мучиться и своей жене. И поведения отца доля него будет неким примером того, как не надо себя вести в отношениях, а тем более в браке. Но с другой стороны, такой мальчик может быть обозлен на отца и сильно жалеть свою мать, постоянно выгораживая ее и придерживаясь мнения о том, что она всего лишь жертва обстоятельств. Когда же его жена будет вести себя неподобающим образом, он может начать проявлять к ней жестокость, посчитав, что если его мать ни за что ни про что страдала, то почему его жена, заслужившая наказания, не может получить его. Нужно быть весьма острожной с парнями, у которых сложились такие устойчивые взгляды на модель отношений между мужчиной и женщиной.

2) Второе значение оказывает то, кем именно был воспитан мальчик. То есть, какого родителя не хватало в семье.


Чтобы компенсировать эти роли отца в семье, необходимо искать ему замену. Не каждой матери-одиночке удается найти нового мужчину, с которым она могла бы составить семью. Но помочь с воспитанием ребенка может любой мужчина, который сможет стать авторитетным для него: дедушка, учитель, тренер в секции. «Если речь идет о тренере - это должен быть человек, который заинтересован в детях, относится к ним по-человечески. Можно звать в гости дедушку. А лучше - ездить в гости к дедушке и бабушке. И не только съездить, но и оставить ребенка погостить на выходные», - советует Петр Бондаренко.

Семья, где отец есть, но не общается


В такой семье, понятное дело, ребенок будет постоянно слышать о «мерзавце-отце», который обрек семью на неполноценность и мучения. Но даже если это соответствует действительности, то ничем хорошим такие разговоры для ребенка не обернутся. Во-первых, он будет испытывать чувство вины. Ребенку будет казаться, что уход отца из семьи лежит на его совести. Для взрослого такая мысль покажется странной, но нельзя забывать, что сознание ребенка устроено по-другому. Это эгоцентричная система, где в центра – его «Я». Весь мир вращается вокруг него, а значит, любое событие так или иначе происходит из-за него.

Первые 5 лет жизни играют определяющую роль в развитии мужского характера у мальчика. Чем дольше в это время ребенку приходится жить без отца, тем больше будет трудностей в его половой идентификации.

Если мальчика воспитывает одна мать, то можно наблюдать у него проявление женских черт характера, предпочтение занятий, свойственных девочкам.

В развитии девочки отец является главным мужчиной, образцом, на который впоследствии она будет ориентировать свои отношения с мужчинами. Исследования психологов констатируют, что взаимоотношения девочки с отцом в раннем детстве влияют на ее будущую личную жизнь. Женщины, которых воспитывали дружелюбные и ласковые отцы, как правило, удачны в браке, в сексуальном и духовном отношении. А те, у которых отец был безликим или его вовсе не было, чаще в браке несчастливы. Такие девочки зажаты и скованы, у них часто присутствуют комплексы неполноценности, они считают себя некрасивыми и недостойными счастья. Даже в маленькой и знакомой компании они отмалчиваются и краснеют, чувствуют себя неуютно, предпочитают одиночество. Поэтому они и не могут устроить свою личную жизнь. Отношения с мужчинами вызывают у них страх. То есть недостаток отцовского влияния при взрослении девочки затрудняет ее развитие как женщины и осложняет формирование навыков межполовой коммуникабельности. Такие женщины очень часто разводятся, как и их матери.

Относитесь с пониманием к праву ребенка
на воспоминания о прошлом.

Не перекладывайте функции отсутствующего
родителя на плечи своих детей!

Воспитание ребенка при разводе — о чем должен знать отец-одиночка

Несмотря на то, что традиционно дети при разводе остаются с матерью, мы знаем ситуации, при которых мать сама оставляет ребенка на воспитание отцу, отдавая предпочтение карьере, новым впечатлениям и новым отношениям.

Как правило, на подобный шаг решаются кожно-зрительные женщины, по природе своей не рожающие и не имеющие материнского инстинкта. А вот отцами-одиночками в подавляющем большинстве случаев становятся мужчины с анальным вектором — именно они способны взять на себя обязанности матери и обеспечить полноценное воспитание ребенка в неполной семье.
Более того, именно эти мужчины при разводе стараются отстоять свое право участвовать в процессе воспитания ребенка.

Но в этой ситуации существует определенная опасность, избежать которой можно, осознав особенности своего психического. Дело в том, что для анального вектора характерно деление на «чистое и грязное». В представлении анального мужчины верная жена и заботливая мать – «чистая», в то время как женщина, оставившая семью – «грязная».

Это свое видение отец пытается внушить и ребенку, негативно отзываясь о его матери. Это наносит ребенку глубокую психологическую травму, лишает чувства защищенности, необходимого для его полноценного развития.

Другой ошибкой родителя, воспитывающего ребенка в неполной семье, является попытка заменить отсутствующего маму или папу. Такой подход ошибочен — ведь роли матери и отца в воспитании ребенка абсолютно разные. Поэтому родителю-одиночке, необходимо сосредоточиться на создании благоприятной психологической обстановки, в которой ребенок сможет пережить развод родителей с наименьшими потерями.

Как мамы могут помочь мальчикам стать настоящими мужчинами, если воспитывают их без помощи мужа? Конечно, мамы знают, что дети не появляются от одного из родителей, их обязательно должно быть двое! Поэтому мальчик должен знать, во-первых, что у него есть отец, во-вторых, причину развода родителей, в-третьих, обязательно знать историю свою и своих родственников по обеим линиям.

Все это нужно, чтобы помочь мальчику встроить себя в историю семей отца и матери и начать создавать свою собственную историю, как именно сына (а не дочери) этих матери и отца, как мужчины, одного из мужчин рода. Поэтому очень большое значение имеет представление мамы о своем ребенке, как о ребенке мужского пола с присущими этому полу характеристиками и возможностями.

Ибо, и мы с вами это знаем, кем представляем себе ребенка, так к нему и относимся. Если он мальчик, то и требования, как к мальчику, если девочка, то и требования, как к девочке, ведь в культуре по-разному воспитывают мальчиков и девочек и примеры для подражания приводят разные.

  1. В воспитании мальчиков необходимо учитывать следующее:
    1. – должна быть доброжелательная атмосфера в семье;
    2. – нужно уметь понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
    3. – воспитательные воздействия нужно строить с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей.
  2. Нужно прислушиваться к мнению и суждениям ребенка, стараться его понять. По возможности не заставлять ребенка, а убедить его, учить рассуждать и анализировать вместе с ним возможные последствия его действий.
  3. Необходимо определить «границы запретов» для ребенка и возможно дать ему немного больше свободы и самостоятельности.
  1. – должна быть доброжелательная атмосфера в семье;
  2. – нужно уметь понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
  3. – воспитательные воздействия нужно строить с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей.

Разработанная программа может быть использована в деятельности не только социального педагога, но и социальных психологов, педагогов - психологов, социальных работников, классных руководителей, учителей. В связи с тем, что увеличивается рост неполных семей, проблема воспитания мальчиков в них становится все более актуальной.

Список литературы

  1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
  2. Листратенко Н. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка // Социальная педагогика – 2006. - №2 – с.88-92.
  3. Морозова О.В. Педагогика семьи. – Омск, 2010.
  4. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005.
  5. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004.

Наверх